Мне часто пишут довольно объёмные, полные смысла и мыслей комментарии. С некоторыми я согласен, с другими готов спорить. Под одной моей статьёй оставили такой комментарий. Я хотел просто ответить, но потом понял - это тянет на небольшую, но цельную статью.
И снова про плохих учителей!.. Как это надоело! Что не заметка, то про учителей: ленивых, некомпетентных. Автор, вы сами-то кто? Сколько лет в школе проработали или из тех, кто сбежал (или вообще далек от школы!), но постоянно всех учит, как надо, а сам ничего в этом деле не смыслит? Все у нас учителя, все советчики!.. Существует огромное количество вузов, институтов развития образования. Каждый учитель раз в три года повышает свою квалификацию на курсах (плюс ежегодные семинары, вебинары), раз в пять лет аттестуется. Всю жизнь учится! И ничего, по- вашему, не может? А вам не кажется, что своей писаниной вы оскорбляете педагогов? И " отчеты-то у них на 99,9% липовые!" Значит, институты не могут научить, а родимое министерство условия не может создать, достойную зарплату определить. Детей загрузили сверх меры, вот они и не хотят ничего делать, потому что устали от учебы. Вот они... ФГОСы новые!.. О чем речь тогда?
Меня часто вопрошают, сколько лет я в школе работал. Интернет-общение, особенно публичное - довольно забавная штука: под кратким именем с системной аватаркой может скрываться кто угодно. Может, Татьяна - моя учительница, которой я стихотворение ещё не рассказал. Может, наоборот, мне во внучки годится. Переубедить собеседника в чём-то практически невозможно, ведь тот всегда может проигнорировать, уйти, закрыть сайт, добавить в чёрный список.
Татьяна описала идеалистическую картинку в своём комментарии. Такими школа, учителя ВУЗы, институты, дети должны быть. Такие ли они на самом деле? Вопрос сложный и простой одновременно. Внешне всё так и есть. Люди пять-шесть лет учатся в педвузе, заканчивают их с красными дипломами, идут работать в школы учителями. Эти учителя в самом деле повышают квалификацию, и многие не раз в три года, а чаще гораздо. Ходят на курсы, смотрят вебинары. Учат и учатся всю жизнь. Проходят аттестации, готовятся к ним, годами собирают портфолио. И всё это за нанозарплату.
Но если я скажу, что начиная с самого начала нас обманывают? В школе не учат математике, физике и истории, в педвузе не учат учить, на курсах повышения квалификации совсем не повышением квалификации учителей занимаются, да и категории учительские дают не за успехи в обучении детей. В это трудно поверить, потому что мы в этой лжи с самого детства, с самых первых мыслей и шагов.
Однако есть некоторые "несрастухи", по которым видно, что вся эта бурная деятельность - фейк. Я о них уже писал в разных комментариях и даже затрагивал в статьях, повторю и здесь.
Посмотрите: дети учат английский язык с начальной школы, с первого класса (а некоторые с детского сада). Вокруг нас всё на английском языке - компьютеры, инструкции к стиральным машинам (их ведь совсем недавно начали переводить на местные языки). И при всём при этом, дети двух слов связать не могут при поступлении в ВУЗ (за исключением тех, кто специально готовится). Я уже не говорю про математику и информатику, которые вместе учат с пелёнок. Тысячи часов математики и информатики проходит каждый ребёнок в школе и как минимум столько же дома с репетиторами и родителями. Они же все Лобачевскими и Пажитновы должны выпускаться из школ. Но что-то вдруг элементарно посчитать сдачу в магазине не могут.
Правильно мне писал один мой постоянный читатель:
... современное школьное образование даёт иллюзию наличия знаний при их фактическом отсутствии, неправильности или ненадлежащем качестве.
Я немного усилю эту мысль. Бурная деятельность, огромные объёмы работы, которыми учителя нагрузили детей и себя - всё это создаёт ощущение большого труда. Почему ощущение? Нечеловеческие усилия, порой, учителям приходится прикладывать к тому, чтобы соответствовать стереотипу о себе, как несущем разумное, доброе, вечное. Это колоссальный труд даже для тех, кто имитирует, ибо имитация работы всегда сложнее самой работы. Так вот, большой труд всегда отождествляется с большим результатом. И вне зависимости от того, есть ли этот результат, наш мозг всегда нам говорит: "ты славно потрудился, вкушай лавры победы, такой большой выброс сил не может не принести больших плодов!"