Если проанализировать историю создания американского флота, то можно отметить, что к делу строительства боевых кораблей американцы всегда относились достаточно последовательно и основательно. И хотя в американском флоте были периоды спада и застоя, но затем, в ответ на требование внешних условий, «спячка» сменялась бурным ростом и активным развитием. Так было и после испано-американской войны, когда был создан «большой белый флот», и перед Первой мировой, когда, упустив первенство в постройке первого «дредноута» (линкор «Мичиган») британцам, американцы за несколько лет ввели в строй флота около двух десятков дредноутов и сверхдредноутов, почти догнав Германию. Так было и после Первой мировой, когда уяснив необходимость большого количества эсминцев флот США получил 272 «флешдеккера», которые буквально через несколько лет пришлось ставить на консервацию, модернизировать или сдавать на слом. Примерно такая же ситуация сложилась и в предвоенный период.
После всеобщего увлечения крейсерами, мировые державы с конца 20-х годов приступили созданию послевоенного облика эскадренного миноносца, способного решать новые задачи в новых условиях. Флот США также не избежал этой тенденции, и после почти пятнадцатилетнего перерыва приступили к проектированию эсминцев нового поколения. И надо признать, американцы приступили к решению данной проблемы, как всегда, с размахом. За первыми восьмью эсминцами типа «Фаррагут» последовали следующие более многочисленные серии постоянно увеличивающихся в размерах и с усиленным вооружением боевых единиц. В этом последовательном развитии типа американского эсминца много общего с развитием эсминцев в британском флоте. И в свое время, накануне войны, британский флот «дорос» до эсминцев типа «Трайбл», так и флот США к 1941 году был готов к «появлению» эсминцев типа «Флетчер». Нужды флота, ведущего активные боевые действия, преимущественно, на просторах Тихого океана потребовали новый эсминец, к тому же в больших количествах, что обусловило постройку «флетчеров» большой серией. В итоге эскадренный миноносец «Флетчер» стал самым массовым эсминцем того периода.
В основу проекта «Флетчера» легли проекты двух американских эсминцев, построенных до войны – «Симс» (12 единиц) и «Бенсон» (24 единицы), созданных в ходе последовательного улучшения и корректировки предшествующих проектов. Особенностью проектирования довоенных эсминцев в США, как и в других странах, стала необходимость соблюдения договорных ограничений на размеры кораблей данного класса в пределах 1500-1800 тонн водоизмещения. Однако начало войны позволило отказаться от существующих ограничений и сконцентрироваться на обеспечении требуемой боевой эффективности новых кораблей. В итоге «Флетчер» оказался значительно крупнее своих предшественников, что позволило улучшить его мореходность, усилить его противолодочное и зенитное вооружение, а главное – создать значительный запас водоизмещения для последующих модернизаций и усиления вооружения. По мнению Н.Фридмана, из длинной серии американских довоенных эсминцев оснащенных по проекту пятью 127-мм орудиями, только «флетчеры» сохранили такое количество орудий до конца войны. С большинства эсминцев других серий часть 127-мм орудий в ходе войны снималось для усиления их возможностей в вопросах противолодочной и противовоздушной обороны.
Проектирование эсминца проекта 1941 года фактически началось еще в 1939 году, когда начало войны в Европе позволило отказаться от договорных ограничений, и соответственно был поднят вопрос о том, какие эсминцы нужны флоту. Интересно, что осенью 1939 года, для выяснения общих тенденция и формирования требований к проекту Генеральный совет, по данным Н.Фридмана, провел так называемый «опрос» среди офицеров ВМС и сотрудников бюро кораблестроения. Участникам опроса предлагалось ответить на следующие вопросы: хватает ли торпед на существующих эсминцах для атаки линейных сил противника; не стали ли эсминцы настолько крупными, что представляют собой хорошие цели для торпедных атак; достаточно ли на существующих эсминцах средств для противолодочной борьбы (глубинных бомб и бомбометов); насколько увеличенные размеры эсминцев связаны с вероятностью артиллерийского боя с противником; какой должна быть скорость хода эсминца, и достаточно ли скорости в 36 узлов; если учесть, что эсминец DD409 «Симс» и его последователи уже имеют стандартное водоизмещение 1625 тонн (полное до 2300 т), то от чего можно отказаться, чтобы уменьшить водоизмещение до 1500 т. Как видим, руководство флота не особо было расположено к увеличению размеров нового эсминца, однако при этом были высказаны мнения о необходимости усиления средств ПВО, в частности по установке 28-мм счетверенного зенитного автомата и обеспечению защиты машинного отделения (МО) от осколков вражеских бомб.
На слушаниях в Генеральном совете 16 октября отдельно обсуждался вопрос по торпедному вооружению нового эсминца. По мнению представителя отдела военного планирования два пятитрубных торпедных аппарата (ТА), размещенных в диаметральной плоскости корабля считались вполне достаточным, тем более что, «чтобы добавить больше, потребуется пожертвовать другим вооружением» эсминца. В тоже время представитель Главного управления вооружением ВМС адмирал Фарлонг выступил за обеспечение 12-торпедного залпа эсминца. Компромисс был найден в установке двух пятитрубных ТА и наличии четырех дополнительных торпед для их перезарядки.
Следующим вопросом обсуждалось противолодочное вооружение новых эсминцев. С учетом использования 7-зарядных средств борьбы, считалось, что корабль должен был нести 28 глубинных бомбы, при этом на нем должно было установлено к двум «стандартным» бомбосбрасывателям (БС) не один, а два Y-образного бомбомета. Сложность такого требования заключалась в том, что Y-образные бомбометы (БМБ) требовали для установки значительные площади, и если для установки одного такого БМБ на предыдущих проектах уже нашли место на квартердеке, то установка второго такого бомбомета могла стать серьезной проблемой и потребовать существенного увеличения размеров корабля. Представитель отдела военного планирования отметил, что эсминец должен нести пять универсальных орудий главного калибра, а также два Y-образных бомбомета, при этом «…четыре орудия ГК тоже допустимы, но пять орудий все же лучше». В итоге адмирал Кинг определил, что при проектировании необходимо ориентироваться на вооружение в составе пяти орудий ГК, 12 ТА и 28 глубинных бомб. Странно, но в тот период, по какой то причине, не рассматривались более совершенные К-образные бомбометы (так называемые, «K-gun»), которые могли бы решить проблему с размещением Y-образных БМБ (так называемых, «Y-gun») без увеличения размеров корпуса корабля: по сути четыре «K-gun» способны были заменить два «Y-gun». Забегая вперед отметим, что в последующем большинство американских эсминцев, построенных в годы Второй мировой войны комплектовались 4-8 БМБ типа «К», что обеспечивало им значительный потенциал в вопросах ПЛО.
Проектируемый эсминец должен был обладать полной скоростью хода не менее 38 узлов, что на 5 узлов было больше, чем могли развить перспективные корабли флота (линкоры типа «Айова» и авианосцы типа «Йорктаун»), которые он мог сопровождать. В тоже время адмиралы Лири и Фарлонг были готовы согласиться и на 36-узловую скорость, которую легко можно было обеспечить без разработки новых энергетических установок. В тоже время для обеспечения 38 узловой скорости потребуется увеличить на 20% мощность типовых ГЭУ, что приведет к увеличению на 10% водоизмещения и соответствующих линейных размеров. Как отмечает Н.Фридман в своей книге «U.S.Destroyers. An Illustrated Desingn History», коммандер Кокрейн (Управление предварительного проектирования) заявил, что «… переход от «не менее 35» к «не менее 36» не повлияет на существующую конструкцию…. Требование увеличить скорость до 36 узлов серьезно повлияет на конструкцию, увеличит длину, чтобы освободить больше места в отсеках машинного отделения, …. это потребует значительной модификации базового проекта»…
После подобных обсуждений Генеральный совет утвердил первоначальные требования к новому эсминцу: водоизмещение не более 1600 т (стандартное), не менее четырех 127-мм/38 орудий, 2 пятитрубных ТА в диаметральной плоскости (4 запасные торпеды), 28 глубинных бомб к двум бомбосбрасывателям и 2 бомбомета. Зенитное вооружение должно было включать 4 (предпочтительнее – шесть) 12,7-мм пулеметов, скорость 36 узлов, дальность плавания – 6500 миль (15 узлов). Всего было предложено три базовых варианта проекта: модифицированный «Бенсон»/«Ливермор» с увеличенным запасом глубинных бомб; эсминец с четырьмя одиночными 127-мм/38 орудиями, пятое орудие «Бенсона» (№3) снято для увеличения количества торпед и глубинных бомб, размещенных внутри; корабль с четырьмя 127-мм/38 орудиями, размещаемых в различных комбинациях (1х2 носовая артиллерийская установка +1х2 кормовая АУ, или 1х2 носовая + 2х1 кормовые АУ, или 2х1 носовые +1х2 кормовая АУ). Использование сочетания одинарных и спаренных артиллерийских установок (АУ) вызвало дополнительные споры, например, наличие в носовой части двух одинарных АУ существенно увеличивало профиль корабля и повышало его уязвимость. В тоже время поражение одной спаренной установки лишало эсминец половины орудий главного калибра, кроме того считалось, что две одинарные установки могут обеспечить большую боевую скорострельность, чем одна спаренная. К тому же для одинарной установки проще обеспечить ручное наведение в случае потери энергоснабжения корабля.
К ноябрю 1939 года Бюро строительства и ремонта ВМС США подготовила шесть вариантов проекта для нового эсминца, основное отличие которых заключалось в размещении артиллерии ГК:
проект 1 – пять 127-мм орудий в одинарных установках;
проект 2 – четыре 127-мм орудия в одинарных установках;
проект 3 – четыре 127-мм орудия в двух спаренных установках (носовая и кормовая);
проект 4 – четыре 127-мм орудия: носовая спаренная АУ и две кормовые одинарные;
проект 5 - четыре 127-мм орудия: две носовые одинарные АУ и одна кормовая спаренная;
проект 6 – пять 127-мм орудий: носовая спаренная АУ и три кормовые одинарные.
Основным достоинством проектов со спаренными установками считалась возможность уменьшить силуэт эсминца за счет понижения уровня боевой рубки. К тому же во всех шести проектах высота палуб в рубке была максимально уменьшена, для снижения веса широко использовался алюминий, а мощность ГЭУ составляла 50 000 л.с. Это обеспечило новому кораблю скорость 36,5-37 узлов при дальности плавания 6500 миль на 15 узлах (у «Бенсона» - 3880 миль (20 узлов). Однако разместить батарею из 6-12,7 мм зенитных пулеметов не удалось, так как это привело бы к превышению допустимого водоизмещения.
Если рассмотреть предложенные проекты чуть подробнее, то проект 1, по сути, показывал, что можно чуть изменить предшествующую отработанную конструкцию эсминца и это позволит удовлетворить требования Генерального совета, причем увеличив водоизмещение всего до 1720 т (с четырьмя орудиями – до 1690 т). По мнению Бюро строительства и ремонта, проект 2 с четырьмя орудиями обеспечивал большую огневую мощь и гибкость в использовании артиллерии в сравнении с другими «четырехорудийными» вариантами, что выразилось в словах «это лучший проект в серии». Проекты 4 и 6 были оснащены двумя К-образными бомбометами в районе кормовой рубки. Как отмечает Н.Фридман: «…в сравнении с кормовыми «Y-gun», бортовые одиночные бомбометы не мешают ведению огня артиллерии, однако затрудняли перемещение по палубе вдоль бортов»..... (окончание следует).
Более подробно с особенностями конструкции и боевой службы эскадренных миноносцев типа "Флетчер" вы ВСКОРЕ сможете познакомиться в новом выпуске журнала Navygaming (№3(38)/2020)