Молитву Антуана де Сент-Экзюпери "Научи меня искусству маленьких шагов" читали или слушали многие. Я перед тем как написать эту статью, прослушала ее еще раз.
Эту статью я собирала по маленьким кусочкам из совместных действий, сделанных с моей дочерью. И статья будет о маленьких победах, которые формируют характер.
Сразу скажу, что не всем детям подойдет такой способ. Чтобы понять подходит ли метод надо понимать вектральность ребенка.
Есть дети с ярко выраженным зрительным вектором, они часто плаксивы и летают в облаках. Но также у них присутствует и вектор управления, научения. Они любят рассказывать как и что, и не сильно любят делать сами.
Наша задача показать им, что ответственность за свои действия они способны нести сами.
Недавно я отчетливо поняла, что моя дочка совершенно не способна собраться сама на прогулку. Каждый раз, когда мы готовимся гулять у нее начинается беготня, что надеть, где это взять и т.д. Раньше я просто собирала ей вещи и она одевалась. Однако, сейчас я поняла, что это не научит ее самоорганизации. И мы начали маленькими победами приближаться к самостоятельности.
Вскоре возникла проблема. Моя дочь не осознавала, что в ее поведении что-то не так.
В ее картине мира было нормально, что мама собирает вещи, а она просто их надевает. Надо было эту установку разрушить, чтобы создать новую.
Маленький шаг 1.
Я сказала, что мне нужно самой тоже собраться и чтобы она нашла вещи, в которых пойдет гулять. Со слезами и, полностью вываленными на пол вещами, через 2 часа мы вышли на улицу.
Конечно, это никуда не годится.
Маленький шаг 2.
Когда я сказала, что теперь дочка будет сама подбирать себе одежду для прогулки и следить за ее чистотой, то получила настоящую истерику со слезами.
Старая установка рушилась на глазах, а дочка усердно за нее цеплялась. В итоге девочка час просидела на стульчике. А затем еще некоторое время мы обсуждали что же делать, чтобы такого не повторилось.
Ура! На этом шаге мы разрушили старую установку и придумали теоретически новую.
Теперь осталось ее внедрить.
Дочка в этот же день отложила спортивный костюм, футболку и носочки. Повесила их на вешалку со словами "В этом я буду гулять".
Маленький шаг 3.
На следующий день я неожиданно предложила погулять. Но дочка не хотела. Она нам ничего не сказала, однако всячески тянула одевание. В итоге настроение у всех испортилось и мы никуда не пошли.
Я позже спросила ее, что же произошло.
В результате мы пришли еще к одному важному выводу.
"Надо говорить, то что тебе не хочется делать". Ведь мы не заставляли ее идти гулять.
Теперь она говорит нам "нет", а мы имеем право сказать ей также.
Маленький шаг 4.
Следующая прогулка у нас случилась спонтанно и даже для меня неожиданно. Однако собрались мы за 10 минут и никто ни кого не дергал и не нервировал.
Маленький шаг 5.
Закрепить результат очень важно. Дочка пока еще не столкнулась с тем, что костюм может быть грязным и ему нужно подобрать замену. Я молчу, ибо мы договорились, что это ее ответственность.
Я прекрасно понимаю, что наступит момент, когда она начнет надевать одежду для прогулки и поймет, что та не подходит и моя задача накануне напомнить, что одежда пачкается, погода меняется. Но не в коем случае не просить ее проверить свой костюм.
Суть этого метода не подстилать соломки, а наоборот давать ребенку столкнуться с проблемой в ее миниатюре, самому выработать поведение и научиться предугадывать результат.
Сейчас дочка понимает, что она может неуспеть во время на урок, ибо уже такое произошло и она видела последствия. А главное почувствовала свою ответственность.
Теперь она внимательно хранит пароли от зуммкомнат, где проходят уроки, так как знает, что они только у нее. И если она потеряет записи, то пропустит занятия.
И это огромное счастье для нее, когда она сама ответственна за собственные действия! Это видно и это классно!
У каждого из нас есть установки, которые нам помогают, а есть устаревшие. И их нужно менять. Однако это важно делать постепенно, с помощью метода маленьких побед.
Будете использовать этот метод?