Любой христианин (да и не только христианин, конечно) слышал о Святом Николае.
Это один из самых почитаемых святых, его иконы есть в каждой лавке, и даже западный Дед Мороз – Санта Клаус – это именно он.
За этим елейно-масляным образом святого старца кроется интересная история, произошедшая в 325 году, на заре существования Церкви.
Политика, ересь и оплеухи
В те времена христианство не только не было единым, но и не имело чётких ответов на свои основные вопросы, и разные группы людей исповедовали разное «христианство».
Это особо никого не волновало, пока христианство не приобрело политическое значение. Когда император Константин взял курс на то, чтобы сделать его государственной религией, единство учения приобрело особую важность, потребовалась "официальная версия", для чего и был в 325 году организован всемирный съезд христиан (Первый Никейский Собор), о котором пойдёт речь.
Николай чудотворец был человеком ревностным и искренним. Будучи епископом города Мира в Византии, он освобождал невинно осуждённых, искоренял «неправильное» понимание учения Христа и боролся с язычеством настолько страстно, что даже разрушил древний храм Артемиды, чтобы язычникам стало предельно ясно, какая религия является единственно правильной.
Особенно доставалось от него так называемым «арианам». Это христианское учение, которое отрицает единосущность Сына Отцу, заявляя, что сын – это сын, а вовсе не отец. Оно называется по имени наиболее авторитетного своего представителя, которым был пресвитер Арий, ранее добровольно отказавшийся от епископской должности.
Кроме столь ужасного искажения Истины, ариане осмеливались не уважать изображение императора, а это было уже чересчур. Характерно, что в некоторых городах даже доходило до уличных боёв между сторонниками двух разновидностей христианства.
Итак, в 325 году на христианском съезде решался вопрос о том, какая версия христианства будет отныне считаться правильной.
Сам Николай Угодник присутствовал на этом соборе и в пылу богословской дискуссии прописал еретику Арию в морду. Арианство проиграло и было осуждено. Ария изгнали, а все его книги изъяли у населения и сожгли.
Впрочем, это не помешало императору Константину (тот, который сделал христианство государственной религией) самому принять арианство и креститься епископом-арианином. И потом уже сами ариане собирали соборы и осуждали осуждающих.
Впоследствии арианство ещё долго оставалось «официальной» версией христианства в Византии, но окончательно исчезло в Средневековье.
Николай Угодник вырывает глаза еретику
Существует и другая версия того, как Святитель Николай убеждает Ария в его неправоте.
Согласно этой версии, он не ударил еретика в лицо, а вырвал ему глаза. Вот, даже в живописи запечатлели:
И вот ещё интересная икона. На ней Николай Чудотворец не калечит Ария, а просто бьёт, но здесь интересна нижняя часть изображения:
На ней всё тот же бедолага Арий, попавший в неприятную историю, описанную церковным историком Сократом Схоластиком. Вот цитата:
Вышедши из царского дворца, Арий в сопровождении телохранителей своих, евсевиан, шествовал по самой середине тогдашнего города и обращал на себя взоры всех. Когда он находился уже близ так называемой площади Константина, на которой воздвигнута порфировая колонна, какой-то страх совести овладел им, а вместе со страхом явилось и крайнее расслабление желудка. Поэтому он спросил, есть ли где вблизи афедрон (туалет) и, узнав, что есть позади Константиновой площади, пошел туда и впал в такое изнеможение, что с извержениями тотчас отвалилась у него задняя часть тела, а затем излилось большое количество крови и вышли тончайшие внутренности, с кровью же выпали селезенка и печень, и он тут же умер. Этот афедрон в Константинополе показывают и доныне; он находится, как я сказал, позади Константиновой площади и рынка в портике. Все проходящие, указывая на него пальцем, тем самым напоминают, какого рода смерть постигла Ария.
Эта история наглядно показывает, что идти против Святой Церкви определённо не стоит – мало ли что.
Это всё неправда!
Современные церковные историки однозначно утверждают, что Святой Николай Ария не избивал, а был человеком кротким и покладистым, какими и мы с вами должны быть.
А все слова про оплеухи еретикам – это либо плод неправильного понимания, либо метафора, потому что святой так себя вести, конечно, не будет – вся церковная история доказывает христианскую кротость.
_____________________________________
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!