«Абакан» продолжает рассказывать о том, как ограничительные мероприятия из-за угрозы распространения коронавируса повлияли на экономику города. Сегодня мы поговорим о такой важной для жизнедеятельности города отрасли, как пассажироперевозки, с директором МУП «Троллейбусное управление» Александром ДОРОХОВЫМ.
— Александр Сергеевич, насколько сильно ограничительные мероприятия сказались на работе вашего предприятия?
— Введенные из-за угрозы коронавируса противо-эпидемиологические мероприятия серьезно «ударили» по нашему предприятию: так, за апрель пассажиропоток сократился на 60% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. По нашим расчетам, потери «Троллейбусного уп-равления» только за апрель составили порядка 8 млн рублей. В целом, снижение пассажиропотока мы начали отмечать еще с середины марта — когда школьников досрочно отправили на каникулы. Затем «нерабочий» для многих абаканцев апрель, праздничные майские дни лишь усугубили положение. Однако, как социально значимое предприятие, «Троллейбусное управление» должно работать при любых обстоятельствах. Среди наших пассажиров есть люди, которые обеспечивают жизнедеятельность города, работающие и в период ограничений, и мы должны обеспечить этим людям возможность доехать до рабочих мест на общественном транспорте. И горожане видят и ценят нашу работу: за этот непростой для всех период мы получили много добрых отзывов от пассажиров — люди пишут нам слова поддержки, благодарят за организацию работы (санитарную обработку троллейбусов и др.) посредством электронной почты. Каждое такое доброе письмо от горожан — настоящий бальзам на душу.
— Коллектив «Троллейбусного управления» сегодня — это более 180 сотрудников?
— Численность сотрудников предприятия на сегодняшний день — порядка 190 человек. Всех мы обеспечили масками, закупили дезинфекторы, бактерицидные излучатели, кварцевые лампы, для водителей и кондукторского состава приобретены перчатки, территория предприятия обрабатывается гипохлоритом натрия. Все троллейбусы 3–4 раза в течение смены обрабатываются спецрас-твором — он не содержит хлора и предназначен для дезинфекции пассажирского транспорта, так как не все пассажиры переносят запах хлорки. После завершения смены производится полная дезинфекция салона троллейбуса — этим занимаются специалисты клининговой компании.
— Удалось сохранить столь большой штат «без потерь» — никто из сотрудников, ежедневно контактирующих с огромным количеством людей, не ушел на больничный?
— В штате предприятия есть медицинские работники, до ситуации с коронавирусом медики обязательно проводили предрейсовый и послерейсовый осмотры водителей (уровень артериального давления, алкотестер и т. д.). С введением противоэпидемиологических мер медработники обеспечивают «входной фильтр» для всех сотрудников предприятия. Если отмечаются хотя бы малейшие признаки ОРВИ, человек должен быть незамедлительно отстранен от работы. К счастью, пока подобных отводов от работы у нас не было. Мы понимаем, насколько важно сохранить такое положение дел, ведь если коронавирус «проберется» на предприятие, то все «Троллейбусное управление» встанет — этого ни в коем случае нельзя допустить.
— Всех нас призывают соблюдать социальную дистанцию минимум в 1,5 метра. Между тем, ваши кондукторы в течение всей смены вынуждены контактировать в непосредственной близости с большим числом людей. Никто не изъявил желания уволиться из-за соображений безопасности для своего здоровья?
— Всем нашим сотрудникам впору давать медали за мужество и отвагу. Наши работники — настоящие герои, они вынуждены контактировать с возможными носителями вируса, то есть, люди реально подвергают риску свое здоровье. Коллектив у нас сохранен полностью: никто не ушел по собственному желанию, и мы никого не сокращали, несмотря на все наши финансовые сложности.
— В начале апреля, когда федеральным правительством объявлялись первые меры поддержки пострадавшему от пандемии бизнесу, вы как муниципальное предприятие не могли воспользоваться помощью государства. Сегодня ситуация изменилась?
— Как только президент Владимир Путин объявил о первых мерах поддержки бизнеса, мы начали «стучаться во все двери». Через «Международную ассоциацию предприятий городского электрического транспорта», в которой мы состоим, было направлено письмо на имя Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина с просьбой включить предприятия электротранспорта в перечень наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Такое решение принято. Сегодня, как мы видим по новостям, Правительство РФ рассматривает меры поддержки авиаперевозчиков. Надеемся, что со временем будут приняты меры поддержки перевозчиков наземного транспорта, в том числе и электротранспорта. Уже есть нормативно-правовые акты Правительства РФ, согласно которым пассажирские перевозки включены в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики. Мы уже обратились в налоговую инспекцию за отсрочкой по наиболее значимым для нас платежам. Также мы подали в налоговую инспекцию заявление на получение субсидии в размере МРОТ на каждого сотрудника — как уже отмечалось в ходе нашей беседы, на нашем предприятии, как и говорил в своем обращении Президент РФ, ни один работник не был сокращен. В начале апреля нам, действительно, было отказано в получении данной меры поддержки, так как такая помощь адресовалась лишь субъектам малого и среднего бизнеса, а мы — муниципальное предприятие. На сегодняшний день на уровне федерального правительства принято решение, что и предприятия, к числу которых относится «Троллейбусное управ-ление», могут рассчитывать на меры поддержки.
Также мы подали в один из банков, работающих в Абакане, заявку на получение кредита под 0% на выплату заработной платы и заявку на отсрочку платежей по имеющимся у предприятия кредитам. В данный момент заявки находятся в стадии рассмотрения.
— Александр Сергеевич, получение субсидии и кредита под 0% требует определенного времени. А как сегодня обстоят дела с выплатой зарплаты сотрудникам?
— Задолженности по зарплате на предприятии нет: какие бы финансовые трудности ни испытывало предприятие, работники все выплаты получают вовремя. К сожалению, сегодня у нас идет рост задолженности по платежам за энергоресурсы — мы не в состоянии рассчитываться по счетам. Средств, вырученных с рейсов, едва хватает на самые острые потребности — в частности ремонт троллейбусов. Технические поломки происходят, и устранять их нужно здесь и сейчас. Плюс нам необходимо готовиться к работе в предстоящий зимний период — обновлять контактную сеть. Скорее всего, мы не делаем из этого секрета, нам придется отказаться от запланированных крупных ремонтных работ. Так, прошлым летом мы начали капитальный ремонт здания
4-й тяговой подстанции — это масштабный проект, реализация которого планировалась в течение трех лет, в этом году работы продолжены не будут. Многие планы и перспективы, которые мы видели перед собой в юбилейный, 40-й, год работы предприятия, придется отложить на неопределенные сроки.
— Понятно, что в таких условиях вам не до приобретения новой техники. Действующего парка троллейбусов достаточно? Каково техническое состояние троллейбусов?
— На данный момент в эксплуатации находится 27 единиц троллейбусов: 20 машин выходит на линию, остальные — либо на плановом ремонте, либо в резерве. И здесь мы ощущаем влияние карантинных мероприятий. В парке предприятия имеется 5 электробусов: 4 из них должны быть на линии, 1 — в резерве. Сегодня два электробуса стоят с поломками: возможно, требуется какой-то совсем незначительный ремонт, но наши специалисты не имеют права производить какие-либо работы, так как техника на гарантии. Пригласить специалистов из Новосибирска, которые имеют право обслуживать электробусы, мы не можем, так как, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, организации не должны направлять сотрудников в командировки. Даже если новосибирская компания направит к нам специалистов, в Абакане их поместят на 2-недельный карантин. Поэтому пока нам приходится обходиться имеющимися машинами. Что касается технического состояния троллейбусного парка, то мое глубокое убеждение: все, что сделано руками человека, все ремонтируется, восстанавливается, модернизируется и может и дальше эксплуатироваться. Чем мы успешно и занимаемся, наши специалисты могут так отремонтировать старый троллейбус, что он выходит из мастерской почти как новый, с завода — наши пассажиры это, полагаю, подтвердят.
— Александр Сергеевич, каковы вообще перспективы троллейбусов в Абакане — конкуренция со стороны автобусов возрастает, электроэнергия дорожает…
— Перспективы у электротранспорта, безусловно, есть. Нельзя говорить, что троллейбусные перевозки приносят лишь одни убытки. Два года подряд (2018, 2019 годы) мы завершили с прибылью. Мы дорожим доверием наших пассажиров и сделаем все возможное, чтобы его оправдать и впредь.
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото МП «Троллейбусное управление»