Найти тему
киНоНостальгия

Классика "милицейского" фильма. "Петровка, 38" (1980)

Василий Лановой и  Николай Крюков в "Петровке, 38" (1980)
Василий Лановой и Николай Крюков в "Петровке, 38" (1980)

Впервые "Петровку, 38" увидел в пионерском лагере, страшно сказать - 40 лет назад. От отечественной ленты о милиции многого не ожидали - тогда больше котировались французские детективы с Бельмондо и Делоном. Однако "Петровка" приятно удивила в далеком 80-м, а со временем превратилась в настоящую классику жанра, один из лучших ее образцов.

Василий Лановой в "Петровке, 38" (1980)
Василий Лановой в "Петровке, 38" (1980)

Едва ли не самый плодовитый беллетрист СССР Юлиан Семенов написал крепкий сценарий по своей же повести. Логичная, четко выстроенная интрига, отлично прописанные персонажи, лаконичные выразительные диалоги - в общем, получился классический "милицейский" (по аналогии с голливудским "полицейским") фильм с грамотно соблюденным балансом острого сюжета и человеческого наполнения.

Георгий Юматов в "Петровке, 38" (1980)
Георгий Юматов в "Петровке, 38" (1980)

Фильм очень выиграл от исключительно удачно подобранной троицы главных героев в исполнении Георгия Юматов, Василия Ланового и Евгения Герасимова. Довольно редкий случай для милицейского фильма - стражи порядка не выглядят шаблонными "идеальными милиционерами". Благодаря отличным актерам киношные сотрудники Петровки стали живыми, обаятельными людьми.

Михаил Жигалов в "Петровке, 38" (1980)
Михаил Жигалов в "Петровке, 38" (1980)

Не менее интересными получились и антагонисты. Матерый волк Прохор в блестящем исполнении Николая Крюкова. Зловещий Михаил Жигалов - едва ли не впервые в советском кино психопат-убийца, конченый наркоман Сударь (эту тема тогда старательно избегали). Трусоватый пижон Чита (Александр Никифоров). Качество "злодеев" - залог успеха в детективе. "Петровка, 38" в этом плане отрабатывает на пять баллов.

"Петровка, 38" (1980)
"Петровка, 38" (1980)

Нельзя не отметить и уверенную, "голливудскую" режиссуру Бориса Григорьева. "Визит" Сударя на квартиру обеспеченного музыканта - образец чистого саспенса. Убьет бандит старика или нет? Успеет милиция расколоть Читу и спасти обреченную на смерть жертву? Еще один образцовый эпизод экранного "нагнетания" - драматический момент, когда врачи начинают "терять" тяжелораненого Рослякова (Евгений Герасимов).

Совсем по-американски снята и лихая погоня по оживленным московским улицам. Тогда, в 80-х, строгие критики даже упрекали ее за чрезмерность - ведь под колесами несущихся на скорости "Волг" могли пострадать люди! Кстати, и 40 лет спустя стремительные, вживую реалистично снятые гонки смотрятся весьма недурно, без скидки на "возраст".

Евгений Герасимов и Людмила Нильская в "Петровке, 38" (1980)
Евгений Герасимов и Людмила Нильская в "Петровке, 38" (1980)

За "личную жизнь" в "Петровке, 38" отвечает персонаж Евгения Герасимова. И тут тоже обходятся без распространенного штампа - положительный милиционер влюблен в положительную девушку, переживающую по поводу его опасной работы. "Петровка, 38" предлагает вполне "буржуазный" роман красавчика Рослякова и стильной спортсменки Алены (Людмила Нильская). А знаменитый эпизод свидания стал предметом ожесточенных мальчишеских споров - можно ли на самом деле чисто "срезать" горлышко коньячной бутылки ударом ребра ладони?

Василий Лановой в "Петровке, 38" (1980)
Василий Лановой в "Петровке, 38" (1980)

Таким же известным стал и эпизод, в котором герой Ланового отчитывает участкового-формалиста за бездушное отношение к людям. "Волочков, а вы знаете, за что нас называют легавыми?" - для 80-го года фраза неслыханной дерзости. Признать обидное для милиции прозвище, да еще из уст героя в исполнении любимого народом Ланового? Даже парой реплик намекнуть, что так милицию в народе кличут не без причины - уже было смелостью.

Василий Лановой в "Петровке, 38" (1980)
Василий Лановой в "Петровке, 38" (1980)

С "репликами" в "Петровке, 38" вообще все очень хорошо. Речь героев выписана ярко и образно, Любимая сцена - весомый монолог Ланового в конце фильма и последняя фраза "Закон требует". На мой взгляд, это одна из лучших финальных реплик (по-голливудски - closing line) в советском кино.

Николай Крюков в "Петровке, 38" (1980)
Николай Крюков в "Петровке, 38" (1980)

Жаль, конечно, что, нащупав "золотую жилу", авторы не продолжили успешную эксплуатацию. В Голливуде вышло бы несколько сиквелов - как у "Грязного Гарри" и "Смертельного оружия". В СССР сделали только одно "продолжение" - "Огарева, 6", но по сравнению с оригиналом оно оказалось блеклым, вялым и успеха "Петровки" не повторило. Жаль, очень уж хороша была троица стражей порядка из МУРа.

Василий Лановой в "Петровке, 38" (1980)
Василий Лановой в "Петровке, 38" (1980)

Перед публикацией пересмотрел фильм и удивился. С новым просмотром "Петровка, 38" выглядит даже лучше. В детстве больше интересовал острый сюжет и погони. Теперь можно оценить мастерство создателей.

Кстати, сегодняшним авторам бесконечных "ментовских" сериалов есть чему поучиться у картины 40-летней давности. Может быть, тогда снимут что-то стоящее?