Впервые "Петровку, 38" увидел в пионерском лагере, страшно сказать - 40 лет назад. От отечественной ленты о милиции многого не ожидали - тогда больше котировались французские детективы с Бельмондо и Делоном. Однако "Петровка" приятно удивила в далеком 80-м, а со временем превратилась в настоящую классику жанра, один из лучших ее образцов.
Едва ли не самый плодовитый беллетрист СССР Юлиан Семенов написал крепкий сценарий по своей же повести. Логичная, четко выстроенная интрига, отлично прописанные персонажи, лаконичные выразительные диалоги - в общем, получился классический "милицейский" (по аналогии с голливудским "полицейским") фильм с грамотно соблюденным балансом острого сюжета и человеческого наполнения.
Фильм очень выиграл от исключительно удачно подобранной троицы главных героев в исполнении Георгия Юматов, Василия Ланового и Евгения Герасимова. Довольно редкий случай для милицейского фильма - стражи порядка не выглядят шаблонными "идеальными милиционерами". Благодаря отличным актерам киношные сотрудники Петровки стали живыми, обаятельными людьми.
Не менее интересными получились и антагонисты. Матерый волк Прохор в блестящем исполнении Николая Крюкова. Зловещий Михаил Жигалов - едва ли не впервые в советском кино психопат-убийца, конченый наркоман Сударь (эту тема тогда старательно избегали). Трусоватый пижон Чита (Александр Никифоров). Качество "злодеев" - залог успеха в детективе. "Петровка, 38" в этом плане отрабатывает на пять баллов.
Нельзя не отметить и уверенную, "голливудскую" режиссуру Бориса Григорьева. "Визит" Сударя на квартиру обеспеченного музыканта - образец чистого саспенса. Убьет бандит старика или нет? Успеет милиция расколоть Читу и спасти обреченную на смерть жертву? Еще один образцовый эпизод экранного "нагнетания" - драматический момент, когда врачи начинают "терять" тяжелораненого Рослякова (Евгений Герасимов).
Совсем по-американски снята и лихая погоня по оживленным московским улицам. Тогда, в 80-х, строгие критики даже упрекали ее за чрезмерность - ведь под колесами несущихся на скорости "Волг" могли пострадать люди! Кстати, и 40 лет спустя стремительные, вживую реалистично снятые гонки смотрятся весьма недурно, без скидки на "возраст".
За "личную жизнь" в "Петровке, 38" отвечает персонаж Евгения Герасимова. И тут тоже обходятся без распространенного штампа - положительный милиционер влюблен в положительную девушку, переживающую по поводу его опасной работы. "Петровка, 38" предлагает вполне "буржуазный" роман красавчика Рослякова и стильной спортсменки Алены (Людмила Нильская). А знаменитый эпизод свидания стал предметом ожесточенных мальчишеских споров - можно ли на самом деле чисто "срезать" горлышко коньячной бутылки ударом ребра ладони?
Таким же известным стал и эпизод, в котором герой Ланового отчитывает участкового-формалиста за бездушное отношение к людям. "Волочков, а вы знаете, за что нас называют легавыми?" - для 80-го года фраза неслыханной дерзости. Признать обидное для милиции прозвище, да еще из уст героя в исполнении любимого народом Ланового? Даже парой реплик намекнуть, что так милицию в народе кличут не без причины - уже было смелостью.
С "репликами" в "Петровке, 38" вообще все очень хорошо. Речь героев выписана ярко и образно, Любимая сцена - весомый монолог Ланового в конце фильма и последняя фраза "Закон требует". На мой взгляд, это одна из лучших финальных реплик (по-голливудски - closing line) в советском кино.
Жаль, конечно, что, нащупав "золотую жилу", авторы не продолжили успешную эксплуатацию. В Голливуде вышло бы несколько сиквелов - как у "Грязного Гарри" и "Смертельного оружия". В СССР сделали только одно "продолжение" - "Огарева, 6", но по сравнению с оригиналом оно оказалось блеклым, вялым и успеха "Петровки" не повторило. Жаль, очень уж хороша была троица стражей порядка из МУРа.
Перед публикацией пересмотрел фильм и удивился. С новым просмотром "Петровка, 38" выглядит даже лучше. В детстве больше интересовал острый сюжет и погони. Теперь можно оценить мастерство создателей.
Кстати, сегодняшним авторам бесконечных "ментовских" сериалов есть чему поучиться у картины 40-летней давности. Может быть, тогда снимут что-то стоящее?