Грачёв В.А. принимал участие в создании советских полноприводных автомобилей, которые на заре их создания назывались вездеходами. О Виталии Андреевиче и его автомобилях кратко можно ознакомиться ниже.
Как В.А. Грачёв попал на Горьковский автозавод?
Сибиряк из Томска — Грачёв В.А. появился на свет в третьем году 20 века. Сын предпринимателя и земского врача с ранних лет привык к физическому труду, самостоятельным решениям и ответственности за свою судьбу. Ранняя самостоятельная жизнь научила находить решения из безвыходных ситуаций.
Знакомство с техникой произошло во время службы в авиационной части в качестве техника. Молодой Грачёв работал грузчиком, киномехаником, нештатным конструктором, самостоятельно построил планер. Он смог поступить в технологический институт Томска и перейти на второй курс. Из института «попросили» по политической причине — не был пролетариатом. Получить высшее образование так и не удалось.
В конце 31-го года Виталий Грачёв остался без учёбы, временно не имел работы и был мобилизован в Нижний Новгород на строительство автозавода. Незаурядные способности молодого человека и любовь к технике были замечены руководством нового завода, и Виталий Андреевич был переведён в инженеры.
В 28 лет Грачёв стал руководителем группы конструкторов, которым было поручено создание серийного трёхосного грузовика. В то время повышение проходимости автомобиля достигалось увеличением количества ведущих мостов. ШРУСы делать ещё не научились, поэтому передняя ось оставалась без привода. ГАЗ-ААА пошёл в серию в 34-м году и выпускался в виде грузовика, бронеавтомобиля и автобуса вплоть до бомбардировок ГАЗа вражеской авиацией в 43-м году.
Этапные вездеходы В.А. Грачёва.
За 47-м лет конструкторской деятельности Виталия Андреевича с его участием было создано более 70 моделей автомобилей и боевой техники, многие из которых стали лучшими мировыми образцами. В рамках этой публикации кратко рассмотрим семь из них.
Экспериментальный ГАЗ-АААА, который изготовили с применением серийных узлов легкового ГАЗ-А и пикапа ГАЗ-4. Он имел три оси и участвовал в автопробеге по Каракумам и Памиру. За рулём автомобиля был его создатель — В.А. Грачёв. Ему нужно было лично убедиться в правильности принятых конструкторских решений, их надёжности и возможности совершенствования. Это был грачёвский подход к проектированию.
Легковой вездеход в образе «Эмки» с шестицилиндровым мотором назвали ГАЗ-61. Он считается образцом проходимости и динамических характеристик автомобиля в своём классе. Серийно выпускался с 41-го по 45-й годы и стал прообразом будущих артиллерийских тягачей лёгкого класса.
Армейский вездеход с открытым кузовом упрощённой конструкции был разработан группой Грачёва В.А. за 51 день в начале 41-года, что является рекордом советского автомобилестроения. ГАЗ-64 создан с применением освоенных в производстве узлов ГАЗ-61 и ГАЗ-ММ. Он стал первым военным автомобилем для артиллеристов и командиров, который породил новое семейство советских автомобилей и бронеавтомобилей. За разработку этого вездехода Виталий Андреевич был награждён Сталинской премией.
Плавающий автомобиль большого класса модели ДАЗ-485 был создан с применением узлов ЗИС-151 и БТР-152 под руководством Грачёва В.А. в Днепропетровске (Украина), где он был главным конструктором автозавода. Серийное производство имело три варианта: ЗИС-485 и ЗИЛ-485 в Москве и БАЗ-485 в Брянске. За создание амфибии Виталию Андреевичу вручили Сталинскую премию в 51-м году.
В этом году Виталий Андреевич был переведён на ЗИС, где ставил на производство разработанную в Днепропетровске амфибию. Впоследствии он стал во главе СКБ армейских колёсных вездеходов. Здесь были созданы транспортёры-тягачи многоцелевого назначения, имеющие четыре оси, каждый борт которой приводился своим двигателем. Ракетовоз ЗИЛ-135К со стеклопластиковой кабиной выпускался серийно.
Снегоболотоход модели ЗИЛ-7167 мог «идти» по метровому снегу, болоту глубиной 0,8 м и броду до 1,8 м. Подъём в 42 градуса и двухметровый ров он преодолевал свободно. Огромная кабина трёхосного гиганта напоминала автобус. Это был период экспериментов с различными движителями, трансмиссиями, двигателями и материалами.
Результатом экспериментов стало создание вездеходов для поиска космонавтов, наиболее известными из которых являются машины серии 490. Это колёсные вездеходы с комфортабельным салоном и грузовым отсеком с грузоподъёмным оборудованием. В грузовом отсеке можно было перевозить шнекоход или транспортировать спускаемый аппарат.
Виталий Андреевич был талантливым конструктором, высоко эрудированным человеком, выдающимся организатором, способным увлечь за собой единомышленников с целью создания вездеходов для различных областей экономики.
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.