19.02.1945 первая полоса газеты «Правда» была посвящена печальному событию – гибели одного из выдающихся полководцев подходящей к концу войны генерала армии Черняховского, руководившего 3-им Белорусским фронтом.
В знак признания заслуг погибшего Москва салютовала 24 артиллерийскими залпами из 124 орудий. Свои соболезнования выразил Сталину премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, не шибко-то склонный к разного рода сантиментам…
Спустя десятилетия этому событию нередко придается, скажем так, иная окраска, а версии гибели прославленного генерала плодятся словно из рога изобилия.
Задача сегодняшнего повествования – рассказать, как на самом деле в феврале 1945 года погиб генерал Черняховский.
…16.05.1995 в белорусском республиканском печатном издании «Знамя юности» появилась публикация, содержащая серию откровенно сомнительный измышлений касательно интересующего нас вопроса, позже растиражированных другими источниками.
В заметке утверждалось, что командующий фронтом Черняховский 18.02.1945 на трофейном «Опель-Адмирале» возвращался после ночных посиделок от боевой подруги в расположение штаба, однако по пути его автомобиль задел следовавший в попутном направлении советский танк Т-34.
По словам «очевидцев», разгневанный Черняховский вызвал к себе командира танка и тут же расстрелял его из своего пистолета. В отместку за содеянное экипаж танка, оставшийся без своего командира, спустя несколько минут выстрелил из орудия по автомобилю генерала…
В действительности никакого «Опеля», «боевой подруги» у Черняховского никогда не было. Ни в какие аварии его служебный автомобиль не попадал. Никаких танков на пути следования Черняховского в штаб фронта не встречалось...
Тем не менее, озвученная версия с течением времени во многих интернет-источниках обрастала «новыми подробностями», дескать, советские танкисты расстреляли ненавистного (на деле же – одного из самых почитаемых) генерала чуть ли не по заказу Сталина.
(Уместно напомнить, что на момент гибели Черняховского со Сталиным уже был согласован указ о присвоении генералу маршальского звания, а вручение маршальских погон должно было состояться через несколько дней).
Наиболее правдоподобной представляется версия генерала Горбатова, изложенная им в своей книге воспоминаний «Годы и войны» (М., 1989).
Достоверности этой версии придает тот факт, что Горбатов непосредственно (правда, с расстояния примерно 150 м) наблюдал картину смертельного ранения Черняховского.
Дело было так.
Черняховский и Горбатов должны были встретиться в условленном месте на развилке дорог недалеко от города Мельзак. Горбатов, не доехав до назначенного места, увидел, как к развилке приближается служебный «виллис» Черняховского.
Раздался артиллерийский выстрел с вражеской стороны и спустя несколько мгновений возле автомашины Черняховского разорвался снаряд. Последний получил множественные осколочные ранения.
Сопровождавшим генерала адъютантом Комаровым были наложены бинты, и раненый командир спешно был доставлен в медсанбат.
Там врачи приняли меры к зачистке раны, переливанию крови, смене повязок, после чего Черняховского направили в госпиталь. До госпиталя он так и не доехал. Его жизнь оборвалась в пути. На момент описываемых событий генералу было всего-то 38 лет…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
3. НКВД мог физически устранить Гитлера уже в 1943 году, но Сталин запретил это делать. Почему?..
Понравилась статья? Будем рады Вашим лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал )))