Найти в Дзене

МАГиЯ успешности

Часто рассуждаю и пытаюсь понять почему ученики не успевают, бывают не успешны, одни предметы любят - другие избегают. Не буду говорить о банальностях. Поделюсь своими мыслями и практикой.

Когда-то очень давно наш методист в МГОУ, нам, будущим учителям, внушал обязательность знания необходимых базовых знаний для изучения физики. 

И я искала те знания, которые влияли на учебный процесс в каждом классе, не позволяли двигаться вперед, тормозили процесс.

Хорошо понимаю, что «сухой» остаток по предметам у каждого ученика свой. И часто это не зависит от учителя. Мы все слышим одно - остаётся в памяти - разное. Зависит многое от настроения, состояния здоровья в конкретный момент, отношения к учителю, любви и взаимности и прочее. Кстати, относительно себя, учителя - мы учитываем эти все особенности. А вот ученик, почему-то, редко имеет на это право, увы. Никогда не обвиняю учителя. Просто определяю на каждом уровне необходимые знания по смежным дисциплинам, влияющие на учебный процесс. 

Например, сегодня очень важно для обучения в вузе уметь читать (да-да, читать – вы не ослышались и это не опечатка: читать, осмысливая текст, визуализируя его, составляю пиктограммы, ментальные карты и др.) и анализировать незнакомые тексты, искать информацию, размышлять и думать, ошибаться и учиться

Отсутствие таких навыков осложняет процесс обучения и развития – он, просто замедляется или не происходит.

Кстати, очень важно обучающему выявлять и собственные дефициты, которые влияют на профессиональную деятельность. Их наличие у педагога (например, по организации обучения в условиях неопределенности) не позволяет организовать обучение профессионально.

Зачем нужно выявлять дефициты? Глубоко убеждена: наличие дефицитов не позволяет учиться дальше, совершенствовать свои знания и служит тормозом в развитии. Отсутствие предыдущего знания не позволяет, часто, понимать и осознавать последующую информацию. 

Так и возникает неуспешность. 

Линия успешности
Линия успешности

Что может (и должен, думаю) делать педагог?

Для ликвидации дефицитов нужно иметь набор заданий, позволяющих выявлять такие проблемы, а затем разрабатывать специальные задания, позволяющие «выравнивать» знания и создавать банк дополнительных материалов для данной конкретной цели. 

Первое правило успешности: определение учителем необходимых базовых знаний для изучения дисциплины. Кстати, становится понятной строчка в рабочей программе: «для освоения дисциплины «Интерактивные средства дистанционного взаимодействия с обучающимися» обучающиеся используют знания, умения, владения, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин «Психолого-педагогического модуля»: «Педагогика».

Второе правило успешности: разработка банка заданий для выявления этих дефицитов. Например, набор текстов в определенной предметной области (анализ текста по заданному алгоритму, составление плана, тезисов, ментальной карты, логико-терминологической модели и др.), набор ментальных карт, пиктограмм в определенной предметной области (аудио-комментирование представленного продукта, написание плана, анализ представленных логических связей и др.), набор инструкций по организации самостоятельной работы для ликвидации собственных дефицитов.

Третье правило успешности: подготовка пакета учебных материалов для ликвидации дефицитов. Например, таблицы справочные, логико-терминологические модели, учебно-методические публикации, гиперссылки на видеоресурсы, онлайн-записи по сложным вопросам, набор ответов на часто возникающие вопросы по дефицитным темам, задания для контроля ликвидации собственных пробелов и др.

Четвёртое правило успешности: никогда не наказывать за «предыдущее» незнание. Создавать условия для ликвидации дефицитов (выявление проблем, построение индивидуальной траектории продвижения, наличие банка информации для работы, организация быстрой связи для оказания помощи и др.).

Важность. При наличии общих проблем, стоит не двигаться вперёд, а сначала коллективноликвидировать дефициты. Например, без понимания смыслов терминов классической педагогики нет возможности продвигаться при изучении современных технологий обучения. 

Важность. При наличии проблемы у некоторых обучающихся возможно работу организовать в специально сформированных группах (с разным уровнем подготовленности, с конкретными заданиями конкретным обучающимся, с различной подготовкой по времени, с четко распределённым ролями). 

Заметила - результат формируется во время процесса обучения. Даже так думаю - процесс обучения и есть его результат. 

Пятое правило успешности. Важно для меня всегда сравнивать прирост в знаниях не в коллективе, а у каждого обучающегося (было - стало).

И можно увидеть, как «взлетают» в знаниях, стремятся учиться студенты и школьники. Здесь отлично помогает размещение заданий от первой версии (пусть с ошибками) до финальной. Возвращение к предыдущим вариантам работы (для изучения и осознания на уровне понимания собственных ошибок) позволяет увидеть приращение в знаниях – собственную успешность (поэтому всегда прошу не удалять ошибочные решения).

Правила успешности
Правила успешности
Ученик становится успешным, когда начинает понимать, что и как ему делать и видит собственный прирост, когда осознаёт свою важность и нужность в учебном процессе. Часто процесс продвижения к успешности – важнее результата. Потому что сам процесс и есть – результат обучения (помнишь, Алексей Лебеденко, наш разговор). Обучаясь – «прирастаешь». Это любопытная история.

Кстати, видение учеником / студентом желания преподавателя привести его, обучающегося, к успеху – позитивно всегда влияет на учебный процесс (из опыта).

Важно стремиться включать знания и умения каждого обучающегося в содержание работы в учебном процессе.

Спасибо, что были вместе со мной!