Невысокое общественное положение евреев Российской империи толкало многих представителей этого предприимчивого народа в область криминального бизнеса. Такие имена, как Сонька Золотая ручка и Мишка Япончик у нас знакомы каждому, а ведь они были лишь одними из самых известных бандитов иудейского происхождения в нашей стране.
После революции 1917-о года и начала новой прекрасной эпохи немало евреев предпочло уехать за океан, но даже там они оказались в самом низу социальной лестницы и получали только самую низкооплачиваемую работу – ну хоть пoгрoмoв не было. Крайняя нищета часто приводила людей в преступный мир, и уже вскоре в США появилось немало еврейских банд, которые соперничали силой и влиянием только с аналогичными итальянскими группировками.
О судьбе американской еврейской мафии популярно рассказывает такой знаменитый фильм, как «Однажды в Америке», снятый в 1984-м году. Национальность главных героев там не сильно выставляется напоказ, но хорошо понятно, что они не из Сицилии и Неаполя. Только самые внимательные зрители и знакомые с еврейской жизнью в нашей стране сразу поняли, что это евреи. Впрочем, фамилии основных действующих лиц, Ааронсон, Беркович, Голдберг, Штейн, хоть и нечасто там упоминаются, но уже говорят о многом.
История начинается с детства главных героев, которые уже в юном возрасте промышляют на улицах еврейского квартала Нью-Йорка. Главный персонаж, Лапша, и его друзья, по сути, обычная городская шпана, и лишь введение в Америке сухого закона возносит их на самый верх криминального бизнеса.
Находчивые и предприимчивые молодые люди придумывают оригинальный способ избежать ответственности за контрабанду алкоголя – привязывать к бутылкам поплавок и пакет с солью, которая затем растворится, чтобы товар был подобран удачливыми бутлегерами. Это даст им заметное преимущество перед другими коллегами.
Какое-то время они живут яркой и богатой жизнью, но отмена запрета на торговлю выпивкой сильно ударит по их бизнесу и заставит искать другие источники дохода. Но запланированное ограбление банка было предотвращено предательством Лапши, который позвонил в полицию из лучших побуждений – чтобы не дать друзьям попасть под пули полисменов.
Все заканчивается не так, как хотел главный герой, в результате чего он остается один на белом свете, без друзей и без денег. Он возвращается в родной город после тридцати с лишним лет отлучки, чтобы отдать долги прошлому, после чего узнает, что случившееся много лет назад было лишь мистификацией его коварного напарника Макса, который выжил и решил изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Для итальянского режиссера и автора жанра спагетти-вестерн Серджо Лионе этот фильм стал последним в его карьере, но едва ли не самым успешным. Он сумел передать дух межвоенных Соединенных Штатов лучше, чем это могли бы сделать сами американцы. Да и бандитский Нью-Йорк показан во всем его великолепии, из-за чего «Однажды в Америке» признан шедевром кино про гангстеров.
Несмотря на то, что у героев нет официальных прототипов, некоторые параллели провести можно. Такие ребята, как Багси Сигел, Мейер Лански и Датч Шульц, тоже были евреями, занимались тем же самым и тоже плохо кончили.