Найти в Дзене
Судострой

"Красное Сормово" переключается на промысловый флот

Фото: Завод "Красное Сормово"
Фото: Завод "Красное Сормово"

20 мая 2020 года начинается новый этап развития нижегородского завода "Красное Сормово". Впервые в своей истории предприятие возьмётся за строительство промыслового флота. В этот день на заводе заложат сразу пять судов для добычи краба.

За 170 лет своей истории "Красное Сормово" сдало заказчикам более 1700 различных судов и кораблей. Среди них – пассажирские и грузовые теплоходы, дноуглубительные суда, подводные аппараты, дизельные и атомные подводные лодки. В последние годы визитной карточкой завода стали сухогрузы проекта RSD59. Для дебюта в промысловом судостроении выбран не самый простой #проект – краболов-процессор КСП01.

Серия из пяти единиц строится по заказу компаний, входящих в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК). В октябре 2019 года компании-заказчики стали победителями аукционов на инвестквоты на добычу краба. Вместе с правом на квоту победитель аукциона получает обязательство построить #судно для добычи краба на отечественной верфи.

Судно-краболов проекта КСП01 / Рисунок: Красное Сормово
Судно-краболов проекта КСП01 / Рисунок: Красное Сормово

Первоначально СЗРК планировал строить серию краболовов на Выборгском заводе в Ленинградской области. Однако с учётом ситуации на верфи (строящиеся с 2017 года по заказу СЗРК морозильные траулеры отстают от графика) и введения в 2019 году аукционов, консорциум принял решение сократить серию с десяти до пяти единиц и выбрать в качестве площадки нижегородский завод.

При этом сормовичам не придётся начинать с чистого листа. В конце апреля 2020 года в Мурманск прибыл новенький краболов-процессор "Зенит", полученный СЗРК двумя месяцами ранее. Судно было построено в Турции по проекту ST184. Проект разработан норвежской компанией Skipsteknisk, на этапе создания проектной документации судна в постройке подключилось "Морское Инженерное Бюро". Именно проект ST184 послужил основой для российского КСП01.

Краболов "Зенит" / Фото: Мурманский морской рыбный порт
Краболов "Зенит" / Фото: Мурманский морской рыбный порт

Немного о технических характеристиках #краболова проекта КСП01, разработчиком которого является компания "Морское Инженерное Бюро – дизайн – СПб". Длина судна составляет 61,9 м, ширина – 15 м, осадка – 6,4 м. Судно приспособлено для перевозки как живого краба (объём цистерн составляет 60 куб. м), так и переработанного (объём морозильного трюма – 1000 куб. м).

Программа инвестквот предусматривает, что судно должно иметь определённую долю отечественного оборудования. Окончательно поставщики ещё не определены. Известно, что рассматриваются локализованные в РФ лебёдки и частично оборудование для рыбофабрики.

Вести промысел пятёрка новых краболовов должна в Северной Атлантике, включая Баренцево, Норвежское и Гренландское моря. Судно проекта КСП01 имеет ледовый класс Ice3.

Несмотря на отсутствие опыта работы с рыболовецкими судами, "Красное Сормово" берёт на себя довольно жёсткие, по российским меркам, обязательства по срокам. Первое судно проекта КСП01 должно быть сдано в 2023 году, ещё четыре – в 2024 году. Впрочем, всё относительно. Аналогичный краболов "Зенит" был построен в Турции за полтора года.