Найти тему
IPLogos

Raffaello vs Роспатент

www.raffaello.com
www.raffaello.com

14 мая 2020 года Верховный Суд РФ удовлетворил ходатайство Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) о возврате без рассмотрения кассационной жалобы на решение Суда по интеллектуальной собственности (далее - СИП) по поводу признания товарного знака "Raffaello" общеизвестным в РФ, другими словами - Роспатент отозвал жалобу на решение СИП.

История началась в мае 2018 года, когда компания SOREMARTEC S.A. (Люксембург) обратилась в Роспатент с заявлением признать обозначение «Raffaello» общеизвестным товарным знаком на территории РФ в отношении товаров «кондитерские изделия, а именно конфеты» (30 класс МКТУ).

В России компания SOREMARTEC S.A. (Люксембург) владеет международными регистрации и двумя регистрациями по свидетельствам РФ, в которых «Raffaello» является доминирующим элементом. Обозначение «Raffaello» было разработано в 1989 году компанией SOREMARTEC S.A. (Бельгия), правопреемником которой в результате реорганизации является SOREMARTEC S.A. (Люксембург) на основании договора передачи прав на интеллектуальные права по всему миру. Компания SOREMARTEC S.A. (Люксембург) заявила, что конфеты, маркированные обозначением «Raffaello» присутствуют на российском рынке с 1996 года. Сначала дистрибьюторами конфет были различные компании, входившие в группу компаний “Ферреро”. С 2010 года дистрибьютором является ЗАО «Ферреро Руссия». SOREMARTEC S.A. (Люксембург) входит в группу компаний «Ферреро».

Заявитель предоставил подробную информацию об объемах продаж, рекламе на ТВ, в Интернете, печатных изданиях, об участии бренда в массовых мероприятиях, а также социологическое исследование о хорошей узнаваемости бренда и его связи с «Ферреро Руссия».

В декабре 2018 года Роспатент не нашел правовых оснований для признания обозначения «Raffaello» общеизвестным товарным знаком и отказал в удовлетворении заявления компании SOREMARTEC S.A. (Люксембург). Аргументы Роспатента сводились к следующему:

  • компания не доказала, что с 2010 года конфеты "Raffaello" производятся на территории РФ. Более того, существенным обстоятельством для отказа является производство конфет за пределами РФ до 2010 года;
  • используемое обозначение «Raffaello» не было одинаковым, шрифт и цвет букв обозначения в рекламе отличается от обозначения, для которого испрашивается общеизвестность;
  • факт широкой известности товарного знака должен быть установлен в отношении товаров заявителя, а у потребителей отсутствует связь между обозначением «Raffaello» и заявителем SOREMARTEC S.A. (Люксембург);
  • использование обозначения «Raffaello» на территории РФ после 2010 года осуществляло ЗАО «Ферреро Руссия» на основании лицензионных договоров, то есть компания SOREMARTEC S.A. (Люксембург) не воспринимается российскими потребителями как источник происхождения конфет «Raffaello»;
  • тот факт, что SOREMARTEC S.A. (Люксембург) входит в группу компаний “Ферреро”, с которой у потребителя ассоциируются конфеты “Raffaello”, не может быть принят во внимание, так как общеизвестность испрашивается в отношении конкретной компании.

Не согласившись с решением Роспатента, компания SOREMARTEC S.A. (Люксембург) подала исковое заявление в СИП с просьбой отменить решение Роспатента.

СИП не разделил мнение Роспатента и постановил, что:

  • различие используемых обозначений не играет роли в данном случае, так как потребители воспринимают обозначение не как новое, что Роспатент не доказал, а возможно как обновленную версию уже известного;
  • в соответствии с положением 6.bis Парижской конвенции общеизвестным товарным знаком признается знак, известный большей части тех лиц, которые вовлечены в производство или использование соответствующих товаров или услуг, и который очевидным образом ассоциируется с такими товарами и услугами, как происходящими из определенного источника, то есть общеизвестность товарного знака должна определяться не в отношении конкретного производителя, а в отношении компании, воспринимаемой в качестве источника происхождения товаров под заявляемым на регистрацию обозначением. Соответственно, наличие у потребителей ассоциативной связи между обозначением «Raffaello» и дистрибьютором «Ферреро Руссия» может рассматриваться в качестве доказательства об общеизвестности обозначения.

В отношении остальных аргументов Роспатента СИП пришел к выводу, что Роспатент не оценил в полном объеме и всесторонне доказательства, представленные заявителем.

Решение Роспатента было признано недействительным. СИП обязал Роспатент рассмотреть данный вопрос повторно с учетом мнения суда.

Роспатент подал кассационную жалобу, которую Президиум СИП оставил без удовлетворения. После этого Роспатент обратился с жалобой в Верховный Суд РФ, но затем отозвал жалобу.

Теперь Роспатент должен рассмотреть вопрос об общеизвестности знака "Raffaello" повторно.