И не нужно никакого адронного коллайдера строить за сотни миллиардов рублей. В медитации по методу Будды вы бесплатно скоро сами всё увидите.
Мы с вами начинаем медитацию по методу Будды, когда мы, вооружившись Правильным Воззрением (то есть знанием 4-х Благородных Истин и 12-ти звеньев Цепи Зависимого Возникновения), вдохновленные Правильным Устремлением (к Ниббане, как к главной цели), садимся со скрещёнными ногами, прямой спиной и улыбкой на устах в созерцание. Медитировать начинаем с наблюдения за дыханием. Наблюдая за дыханием, работаем с 5-ю помехами, такими как сонливость, отвлекающие мысли, сомнения, зуд, болевые ощущения в теле... Через некоторое время, успокоив ум, перенесём внимание с дыхания на приятные ощущения в теле. Они усилятся и возникнет радость, которая позволит нам подняться в особые медитативные состояния - блаженные джханы, из которых уже видна наша главная цель - Ниббана.
Как работать с помехами во время медитации? Например, вы заметили, что у вас возникла некая боль в теле или нога затекла или зачесалась, или вас отвлекла какая -то мысль. Не нужно ни отгонять её, ни игнорировать. Внимательно посмотрите на эту боль, признайте её существование. Доброжелательно улыбнитесь и верните ваше внимание к дыханию. Это очень простая и действенная методика от самого Будды Шакьямуни, зафиксированная в суттах Палийского Канона. Периферийно смотрим на боль, если она не ушла, улыбнёмся и вернём внимание к дыханию. Смотрим – боль исчезла. Улыбаемся, продолжаем следить за дыханием. Вдох. Выдох. Вдох. Выдох. Короткий вдох. Короткий выдох. Или, бывает, мы делаем длинный вдох, чуть задержали дыхание, медленный долгий выдох... Это не имеет значение. Как дышим, так дышим, без какого либо усилия. Просто, осознаём наши вдохи, осознаём наши выдохи, осознаём что происходит между вдохом и выдохом, осознаём паузу, что происходит между выдохом и вдохом. Наблюдая за дыханием, периферийно сканируем тело. Допустим, появилось в другом месте отвлечение, - боль или зуд, или поймали себя на том, что мы думаем какую - то мысль, вместо того, чтобы следить за дыханием. Не ругаем себя за то, что отвлеклись. Наоборот, хвалим себя за то, что заметили это. Смотрим на эту же, если она не исчезла, или на новую уже боль (зуд, мысль, сомнение или сонливость), улыбаемся и возвращаем внимание к дыханию. Полезно каждый раз, обнаружив помеху, расслабить голову. Мысль (боль, зуд, сонливость, сомнение) - это некое напряжение. Исчезновение помехи даёт некое расслабление в голове, которое сопровождается появлением или усилением чувства радости, спокойствия, бодрости, свежести, собранности. Таков наш незатейливый метод работы с отвлечениями во время медитации. Спасибо Будде Шакьямуни за прекрасный метод и досточтимому Бханте Ви -за помощь в его понимании, за прояснение некоторых важных моментов и за вдохновляющие истории успеха!
Всё просто, друзья, и очень эффективно: замечаем мысль о том, что у нас возникло отвлечение от объекта медитации (от начала медитации и до второй джханы объект медитации - дыхание). Замечаем отвлечение от процесса наблюдения за дыханием (боль, или зуд, или сомнение, или мысль). Не игнорируем это отвлечение и не боремся с ним, не пытаемся подавить боль (или иную помеху) и не пытаемся от неё убежать, а спокойно и с доброжелательной улыбкой смотрим на боль и вновь возвращаем внимание к дыханию. И, в какой -то момент, боль перестанет отвлекать. Затёкшая нога перестанет отвлекать. Кожа перестанет зудеть. Сомнения исчезнут. Мысли исчезнут или уйдут на задний план и станут едва различимыми. И тело вдруг станет податливым. И ум станет очень собранным, очень тихим, очень спокойным. Появится радость, переходящая в восторг, в ни с чем не сравнимое блаженство. Это признак вхождения в джхану.
Или это не произойдёт. Возможно, что от начала и до самого конца медитации будет идти работа с отвлечениями, с мыслями, сомнениями или болью, и так и не настанет в данном сеансе ни физическая податливость тела, ни податливость ума, и не случится джханы. Ничего страшного. Обойдёмся в этот раз без блаженства. Джхана - не цель. Блаженство - не цель. Цель, напоминаю - Ниббана. Ваши ежедневные медитации - инструмент достижения цели. Иногда, на вас снизойдёт джхана, иногда, - не снизойдёт. Иногда, только первая джхана с вами случится. Иногда - и первая, и вторая и так до 4-й дойдёте за один присест. Иногда, вообще никакой джханы не будет. Это не важно. К джханам следует относиться именно так: "будет - так будет, нет - так нет". Поймите, что вы не можете это контролировать. Поэтому, об этом не следует думать и, уж тем более, из - за этого расстраиваться. Сам факт, что вы просидели неподвижно в медитации, уже отлично, это само по себе большое достижение! Пусть всего 5 минут, если вы начинающий медитатор, 15 - 20 минут, если вы уже некоторое время медитируете. Отличный результат! Если от получаса до 60 минут способны медитировать - вообще круто. Добавляйте каждый день по 5 минут, вне зависимости от того, испытали вы джхану или нет. В любом случае, даже если медитация казалось вам беспокойной и вы постоянно отвлекались от наблюдения за дыханием, в любом случае, если вы помедитировали, вы - молодец! Вы будете себя отлично чувствовать после любой медитации. Будет чувство, как будто ваш мозг принял освежающий душ. После медитации почувствуете бодрость, сознание станет ясным, уровень энергии - высоким. Если с утра пораньше вы помедитируете хотя бы 5 - 10 минут, день у вас пройдёт замечательно, и настроение будет в этот день хорошее, и мирские дела хорошо пойдут, я вам это гарантирую!
Вот если с таким настроем будете регулярно медитировать, блаженство джхан для вас не за горами.
Если же первая джхана с вами всё же случилась, вы распознаете её по приятным ощущениям в теле, по чувству радости, которое вдруг возникло.
Состояние второй джханы - это когда вы от наблюдения за дыханием уже можете отвлечься и просто ощущать блаженство, наблюдая за приятным ощущением в теле. Это верные знаки, что вы, друзья, находитесь на верном пути к Ниббане - вашей главной цели.
Итак, ещё раз о том, как работать во время медитации с помехами. Берём, для примера, боль в теле (хотя, как сказано выше, существуют и другие помехи, их всего 5).
Как и к приходу блаженства джханы (придёт - хорошо, нет - так нет), отношение к боли такое же спокойное. Уйдёт, хорошо. Не уйдёт, так не уйдёт, всё равно я домедитирую до конца выделенного на эту медитативную сессию время (будь то 5 минут или 1 час, таймеры ставим на то время, на которое вы сейчас готовы, постепенно будете увеличивать продолжительность сеансов). Главное, друзья, - делать это регулярно, каждый день, желательно, ранним утром, когда весь мир ещё спит и никто вам не помешает делать самое важное дело вашей жизни. Именно такая практика, друзья, и только такая приводит к бессмертию, к Ниббане, то есть, к безвозвратному, необратимому, полному и окончательному искоренению причины страданий, к освобождение от рабства горести, тревоги, старения и смерти.
Итак, возникла во время нашей медитации некая боль. Мы смотрим на эту боль, потом возвращаем внимание к дыханию, смотрим на боль, возвращаем внимание к дыханию. При этом, постоянно, на наших губах - улыбка. Смотрим – боль исчезла. Исчезновение отвлечения, преодоление помехи сопровождается расслаблением в голове, чувством радости. Вы с преодолением каждого препятствия становитесь всё более сильным медитатором. Но вот новая помеха появилась в другом месте. Смотрим на эту новую боль и мягко возвращаем внимание к дыханию. Улыбаемся. Периферийно смотрим на боль, возвращаем внимание к дыханию, и делаем это несколько раз, если потребуется, пока боль не растворится, не перестанет отвлекать. В исключительных случаях, если боль стала невыносимой, нога, например, так нестерпимо прям у вас затекла, можно поменять положение тела, не прерывая медитацию. Очень медленно и осознанно вытягиваем ногу, меняем положение тела на более удобное и продолжаем медитировать. То есть, наблюдать за дыханием.
Если вы будете придерживаться данной методики, и, при условии, что вы соблюдаете пререквизиты к правильной медитации, то есть, первые 7 этапов Благородного Восьмеричного Пути, о которых я говорил на предыдущих занятиях курса Река Жизни (напомню для тех, кто к нам только что присоединился, правильная медитация - это 8-й, финальный этап), вы, уже через 7 дней, гарантированно будете испытывать джханы.
А джханы, друзья, гарантировано приводят к полному и окончательному просветлению, к Ниббане. Не в следующей жизни, и не просто "уже в этой жизни", не "через несколько лет", а уже, по свидетельству сутт Палийского Канона, которые максимально точно донесли до нас слова Будды, через 7 - 14 дней! Чтобы не было абстрактным то, что я сейчас говорю, или умозрительным, чтобы это не делать вопросом веры, я предлагаю каждому из вас, друзья, это испытать. Вы на своём собственном опыте можете увидеть, что метод Будды работает универсально, мощно и быстро (как я уже успел убедиться на моём личном опыте). Если будете делать именно таким образом, как я описал в этой статье (и как это делаю я), практиковать медитации и джханы, и при условии понимания теории (совсем несложной , всего - то нужно выучить 4 Благородные Истины и 12 Звеньев Зависимого Возникновения), то из 4-й джханы вы очень скоро (всего за 14 дней) сможете войти в нирвану. А по некоторым сведениям, даже и из первой джханы это можно сделать. (источник этой информации - Бханте Ви).
В любом случае, если вы познали первую джхану, поздравляю, вы уже - сотапанна, вы в так называемый Поток вступили. То есть, в вашем сознании произошли необратимые изменения. И, даже, если не достигните в этой жизни Ниббаны, после смерти, вы гарантировано переродитесь в благом уделе.
Но мы ведь не будем останавливаться на вхождении в поток, верно? Друзья, я вам всегда буду напоминать о главном: наша цель - Ниббана. Полное и окончательное освобождение от горя и от смерти. Поэтому, мы с вами, друзья, пойдём дальше. Мы хотим полной трезвости. Мы дойдём до конца. Мы хотим, чтобы река нашей жизни принесла нас в Океан свободы и блаженства.
Поэтому, мы не остановимся на первой джхане, и у нас с вами будет ещё несколько всё более высоких медитативных потоков (состояний, или сфер блаженства). И вот 4-я джхана даст нам уже гарантированное вхождение в нирвану. В прекрасных джханах, друзья, нам с вами следует пребывать как можно чаще и как можно дольше, чтобы настоящий навык появился, чтобы мы потом могли всё легче и всё быстрее входить в эти состояния, чтобы войти, как Будда, в 4-ю Джхану перед самой смертью, чтобы из неё уже окончально освободиться.
По мере продвижения наших медитаций от первой джханы к четвёртой, мы будем переходить от наблюдения за телесными ощущениями к наблюдением за сознанием и за ментальными факторами, его образующими. Прямо познаем, (до этого в теории изучали, а теперь сами увидим) все 12 звеньев Зависимого Возникновения, как это сделал до нас Принц Готама Шакьямуни, ставший Буддой, достигший благодаря этому прозрению Ниббаны. Вы увидите, как было обещано в названии и в самом начале этой статьи, из каких условий и как возникают, и во что мгновенно преобразуются и как разрушаются все формации от атомов до галактик, как возникает тело и как оно разрушается, и как страдателен этот процесс, увидите, как возникает сознание и как оно разрушается, и как страдателен этот процесс, увидите, как происходит связка волевых импульсов и как формации обретают сознание, как принимают имя и форму, какие испытывают страстные желания, как поток сознания цепляется за ощущения, как происходит становление, рождение, старение и смерть всех существ, от мельчайших бактерий и насекомых, до животных и людей, планет, и так вплоть до звёзд и галактик. Вы увидите все мельчайшие частицы психофизического опыта, постоянно формирующие бесчисленные Вселенные и постоянный распад Вселенных.
Увидите непостоянство составных дхамм всех категорий реальности. Увидите, наконец и ту единственную несоставную, и потому, необусловленную реальность - Ниббану, к который стремились, единственную реальность, свободную от ужасов существования, страдания, рождения и смерти.
Цель достигнута, скажете вы. Как архаты древности, издадите Львиный Рык: "Сделано всё, что следовало сделать. Рождение и смерть уничтожены. Святая жизнь прожита и не будет более возвращения к какой - либо форме существования". Полностью протрезвев, преодолев все страхи, в том числе, самый главный - страх исчезновения, остаток жизни в этом теле вы проживёте максимально счастливо, спокойно, в блаженстве и мудрости, излучая любящую доброту и проявляя сострадание ко всем обусловленным существам. Да, друзья мои, Ниббана - это смерть эго прежде смерти тела.
Вы запомнили алгоритм, друзья, который ведёт к этому счастью? Изучив и признав 4 Благородные Истины, садишься в медитацию. Спина прямая, ноги скрещены. Наблюдаешь за дыханием. Если заметил боль или мысли, отвлечения какие-либо от наблюдения за дыханием, хвалишь себя за то, что заметил это отвлечение, доброжелательно улыбаешься, и снова переносишь внимание на дыхание. Всегда улыбаешься, после преодоления каждого отвлечения всё больше расслабляешь голову, периферийным взором сканируешь тело, спокойно замечаешь зуд, боль или мысль, но основное внимание обращаешь на дыхание. Вдох - выдох. Таким образом, эти отвлекающие мысли, боль, зуд или желание ногу вытянуть или ещё что-то, со временем, проходят, и, в какой -то момент, возникает в теле ощущение податливости, и ум тоже становится податливым, спокойным. И тогда ты можешь перестать наблюдать за дыханием и смотришь за ощущениями в теле. И когда ты наблюдаешь это ощущение удовольствия, оно вдруг начинает расти- расти-расти и захватывает тебя всего. Это и есть первая джхана. Удовольствие становится восторгом и уже не нужно следить за дыханием, это - вторая джхана.
Как из второй джханы перейти в третью, как потом - в четвёртую?
Поговорим об этом на последующих занятий курса Река Жизни.
Разберёмся в теории и применим на практике методику тренировки ума, которая позволяет сделать ум настолько внимательным, проницательным и бесстрастным, чтобы напрямую познать окружающую нас реальность. Чтобы и материальный мир, и само сознание распознать, как ментальные конструкции, и разложить их на составные части. Войти, по методу Будды, в высокие джханы и увидеть точки высшей реальности, первичные носители качеств, то есть, элементарные дхаммы. Увидеть формации, которые вокруг нас постоянно образуются, мгновенно вспыхивают и каждое мгновение распадаются, чтобы возникнуть заново, в новой уже конфигурации.
Не нужен для этого адронный коллайдер за 5 миллиардов долларов, чтобы увидеть кванты и кварки. И не нужно огромные чаны с водой в землю закапывать возле озера Байкал, чтобы уловить нейтрино. Мы с вами увидим все категории реальности своим внутренним взором в глубокой медитации в высоких джханах. Внимательно рассмотрим все составные дхармы, их мимолётность, непостоянство, страдательность и обусловленность. И тогда мы увидим ту единственную, безусловную, вечную и блаженную реальность, неподвластную рождению и смерти, которую мы всегда неосознанно искали. И вернёмся домой - в Ниббану.
(с) Александр Санкин