Произошло это в 1089 году. Прямо совсем не много до этого момента в течение правления Киевской Русью Ярослав Мудрый регулярно использовал династические браки в качестве закрепления нового союза. Вот государства с которыми династический брак позволил укрепить отношения.
Вот хронология
- 1019 — Ярослав Мудрый и дочь шведского короля Ингигерда
- 1038 — Анастасия Ярославна и будущий король Венгрии Андраш
- 1038/1039 — польский король Казимир I и Мария Добронега (сестра Я.М.) — сестра Казимира I Гертруда и Изяслав Ярославич.
- 1043/44 — Елизавета Ярославна и будущий король Норвегии Харальд Суровый
- 1046 — Всеволод Ярославич и родственница византийского императора Константина IX Мономаха
- 1051 — Анна Ярославна и король Франции Генрих I
Но вскоре на Русь из Византии прибывает новый митрополит Иоанн II.
Он же принял свод правил в котором резкое осуждение вызывает попытка «дщер благовернаго князя даяти замуж в ину страну, идеже служат опреснокы и скверно ядениян отметаються». Иоан II протестует: «недостойн зело и неподобно» (anaxion esti kai Han aprepes)
M. Д. Приселко писал: «He разговоры ли о предполагаемом браке императора Генриха IV и Евпраксии (дочери великого князя Всеволода Ярославича), очень живые и настойчивые в Киеве, вызвали с стороны Иоанна II резкое осуждение?» Связывая подготовку брака Евпраксии с появлением ответов Иоанна II, М. Д. Приселко датирует ответы 1089 г.
Но скорее всего, это правило носило «теоретический» характер в тех условиях, когда династические связи русских князей с иноплеменникам был чрезвычайно частыми. Достаточно вспомнить родственные связи отца Евпраксии — Всеволода Ярославича — родного брата французской королевы, тестя саксонского маркграфа, а затем германского императора, свекра принцессы английской, зятя византийского императора; великого князя, находившегося в родстве с королям Швеции, Норвегии, Венгрии, с половецким ханами, чтоб понять, как сложно и проблематично связывать появление этого запрещения с каким-то конкретным браком.
Ответы Иоанна II дают представление о многообразии контактов населения Древней Руси с соседним народами К «поганым» идут «коупля ради» (правил 28), с ним торгую и «православной челядью» (правил 22), иноверцы могут жить на Руси, и митрополит устанавливает ответственность за то, что люди едят с «поганым не ведая» (правило 19). Эта связь не всегда носил мирный характер — правила 26 и 27 предусматривают возвращение из плена.
Таким образом, до Петра I браки православных с неправослаными не разрешались.
Так что брать то они бы брали и с удовольствием, да никто не отдавал.
Это прервало контакты с остальной Европой и являлось подтверждением моей теории, что принятие православия было ошибкой. (в этой статье).