Александр Невский вполне достоин звания русского Шварценеггера, хотя правильнее было бы сказать, что он “советский Шварценеггер”. Чтобы убедиться, в справедливости этого утверждения давайте посмотрим на судьбы и жизненные пути обоих.
Шварценеггер - человек западной культуры, чья жизнь и стремления во многом определялись местом и временем его рождения. Арни появился на свет в послевоенной Австрии, оккупированной США. С американской культурой и ценностями он познакомился в детстве и всю жизнь стремился к деньгам, славе и власти.
С бодибилдингом Шварцу повезло - это было идеальное занятие для реализации его нарциссизма, и, к тому же, возможность наладить полезные связи. То же самое можно сказать об актерстве, только это был уже следующий, более высокий, уровень.
Главный секрет успеха Арни не в его спортивных достижениях и не в актерских способностях, весьма, впрочем, посредственных. Действительно важную роль сыграли его умение заводить дружбу с нужными людьми и “гибкость принципов”. Почитайте его биографическую книгу “моя невероятно правдивая история”. Вы увидите типичного американского дельца. Он приятен в общении и принципиален когда это выгодно для карьеры и не уделит и секунды, тому кто для него бесполезен. Любого, кто стоит на пути к цели Арни схарчит и не подавится. Чего стоит, например, известная “невинная шутка”, над соперником во время соревнований, что нужно не только позировать, но и громко орать. Это откровенная подстава, которая свела к нулю все усилия спортсмена, преподносится, как веселый пример находчивости. Случай вроде и мелкий, но характерный.
Абсолютно все поступки Шварценеггера были направлены на достижение карьерных целей. Бодибилдинг нужен был, чтобы стать известным, войти в шоу-бизнес и создать личный бренд для зарабатывания денег. Кино стало способом приумножить известность и капитал, а потом примкнуть к американской элите. Женитьба на Марии Шрайвер - стала способом породниться с элитой политической.
В итоге Шварц достиг максимума, доступного американцу, родившемуся за пределами США. Он стал губернатором Калифорнии, то есть главой самого богатого из североамериканских государств. Для “правильных” американцев - это трамплин в президенты США, но не для Арни. В Штатах, как известно, всеобщее равенство, но “некоторые равнее”.
Саша Курицын родился в брежневской Москве, и был советским человеком. Воспитывали его советская школа и пионерская организация, так что полезных для западной культуры деловых качеств ему никто не привил.
В какой-то момент он проникся личностью и славой Шварценеггера и захотел стать таким же.
Проблема в том, что Шварценеггер для нас был смесью экранного образа и обрывочных, искаженных биографических фактов. В каких-то непонятных журналах писали о тернистом пути трудолюбивого и целеустремленного австрийского мальчика. Он по шесть часов пахал в зале, стал чемпионом, уехал в Америку, где все смеялись над его акцентом. Ну и так далее.
Саша, с его же слов занялся бодибилдингом для здоровья, но очень скоро накачал “бицепс в 60 см” и выиграл множество соревнований. На самом деле, он быстро уяснил, что российский бодибилдинг находится на дальних задворках мирового, и не станет для него трамплином в Голливуд.
Было и другое важное открытие: чтобы стать в глазах обывателя “русским Шварценеггером” не нужно становиться Мистером Олимпия. Достаточно просто выглядеть большим и массивным, а также выступать в роли эксперта “по железу”. В конце 90-х и начале 2000-х Саша не вылезал из телевизора и со страниц молодежных журналов. Везде он учил юношество качаться и вести здоровый образ жизни. На вопросы о стероидах отвечал уклончиво. Для массового зрителя он действительно стал самым известным российским бодибилдером.
Профессиональные спортсмены, конечно, возмущенно бекали и мекали: да какой из него Шварценеггер, пусть покажет документ, где написано, что он чемпион. Все это только добавляло Невскому известности. И действительно, кто знает русских бодибилдеров конца 90-х, кроме самих бодибилдеров. А Невского знают все.
Считается, что фильмы Невского смотреть неприлично и зашкварно, хотя многие смотрели. Кто-то из интереса, кто-то ради хейта. Понятно, что это достаточно убогие поделки, закос под третьесортные боевики 80-х и 90-х годов. Но, откровенно-то говоря, “Коммандо” не намного лучше. О современных киноподелках с участием Шварца и говорить не приходится, хотя сняты не так халтурно.
Так что же такое Александр Невский? Назвать его бледной тенью или неудачным подобием Шварценеггера нельзя. Это очень неточное определение. Лучше всего ситуацию описывает известный анекдот:
- Да что все хвалят этих “Битлз”?! Они же ужасно поют: картавят и не попадают в ноты
- А ты слышал?
- Нет, мне Рабинович по телефону напел!
Можно сказать, что Саше Курицыну “Рабинович по телефону напел” про Шварценеггера. Он, в свою очередь, напетое воплотил, и сделал это максимально точно и старательно.