Сегодня прыжки с поднятыми вверх руками исполняют разные спортсмены России и мира. Мы воспринимаем это как нечто обыденное, а в судейских протоколах такие прыжки и вовсе ничем не отличаются от остальных - разве что дополнительным плюсиком за эффектное исполнение.
Неужели такой прыжок не намного сложнее обычного? Давайте разбираться!
История
Краткая справка: тано - вариация прыжка с одной рукой вверх (чаще правой для правшей); риппон - с двумя руками вверх.
Оба эти названия родом из Америки. Так, прыжок с одной поднятой рукой впервые исполнил Брайан Бойтано. А прыжкам с двумя руками подарил популярность Адам Риппон.
Недавно Ирина Слуцкая в Инстаграме поделилась историей о том, как в числе первых исполнила двойной аксель с рукой наверх:
Совсем недавно прыжки с руками лишь изредка встречались в программах фигуристов. Кто же задал тренд на такие вариации?
У истоков прыжковой моды стояла Евгения Медведева. Когда фигуристка появилась на взрослом уровне, в ее программах редкими гостями были прыжки с традиционной группировкой. Такое изобилие тано и риппонов вызвало немало споров в фигурном катании. Признаюсь, я тоже не сразу с восторгом приняла это. Ведь раньше ты удивлялся, когда внезапно видел прыжок с руками вверх. Эдакое волшебство, праздник. Но если каждый день есть торт...
И всё же юная Евгения так легко и стабильно прыгала эти волшебные прыжки, что их невозможно было не полюбить. А потом появилась Алина Загитова и "дожала" эффект, как говорится.
Сегодня уже подсознательно ждешь этих волшебных прыжков в программе каждой фигуристки. Кстати, в мужское фигурное катание прыжки с руками пока внедряются не так активно.
"Плюшки" и сложности от тано и риппонов
С одной стороны, поднимая руки, проще вытянуться в струночку - а это очень важно для прыжка. Поэтому сегодня прыжки с руками наверх входят в методики многих тренеров.
Но с другой стороны...
Если поспешить поднять руки, можно недобрать высоту или крутку, ведь малейшее движение рук неизбежно приводит к ненужному напряжению в плечах.
Также с поднятыми руками гораздо проще испортить выезд. Чтобы не закрутиться на выезде, фигуристы останавливают плечи примерно за 1/2-1/4 оборота до приземления. А с вытянутыми вверх руками становится сложнее контролировать положение плеч.
К тано и риппонам нужно приноровиться. Если поднятые руки будут слишком напряжены, собьется крутка, а если слишком расслаблены - группировку разорвет в воздухе. Поднимая руки, важно максимально сохранить то положение плеч, к которому фигурист привык в традиционных прыжках.
Вообще, основная сложность заключается в том, что рост "летающей конструкции" при поднятии рук увеличивается. А высокие "конструкции" не очень любят летать.
В целом, мышцы корпуса также работают немного по-другому, и малейшая неточность на отталкивании может привести к травме. Повышенная травмоопасность и заставляет многих взрослых фигуристов отказываться от этих вариаций.
Что проще: тано или риппон?
По моим ощущениям тано немного проще риппона: хотя бы одно плечо остается в твоем полном распоряжении. Но, вероятнее всего, в этом вопросе большую роль играет привычка и индивидуальные особенности (как и любимый прыжок у каждого свой).
Друзья, спасибо за ваши "лайки", и задавайте вопросы по теме в комментариях - будем обсуждать вместе!