Найти тему
Исследуй себя!

Наши роли в общении.

Оглавление

Все начинается с детства. Будучи ребенком, вы начинаете копировать поведение людей. В дальнейшем, подобное копирование позволит вам максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми. Но всегда ли мы копируем правильный способ общения? Конечно, нет.

Рассмотрим ситуацию игры. Не просто так в детстве мы играем в дочки матери, казаков-разбойников, магазин. Именно в играх, ребенок учится применять на практике ролевое поведение. Давайте посмотрим на игру со стороны психолога. Вот девочка играет с куклой, усаживает ее на стульчик и начинается воображаемый диалог. Девочка просит куклу, чтобы та налила ей чаю, но кукла отказывается. Тогда девочка говорит: “Значит сегодня, ты будешь наказана.” Что позволило девочке, подобным образом ответить кукле? Ее превосходство. Вы не можете наказать, равного себе по социальному статусу человека. Девочка уяснила это, два дня назад. Когда не убрала игрушки, а мама наказала ее. Теперь, она копирует поведение родителя. К чему это может привести?

Если подобное поведение закрепится, во взрослой жизни ничего не изменится. В ситуации превосходства физического, интеллектуального, девочка будет стремиться подавить своего оппонента. Думаю не стоит говорить, что это не самый лучший вариант для общения с друзьями. Однако, мы можем играть роль не только родителя.

В ресторане, молодой человек начал кричать на официанта. Можно подумать, что это опять кричит “Родитель”, но нет. Клиент просто кричит: “Несите мне еду! Я жду уже 10 минут”. Не вводя никаких наказаний, например: “Я вас засужу”. В этой ситуации, у него нет социального превосходства, поэтому ему приходится добиваться удовлетворения своих желаний с помощью крика. А что делает ребенок, когда ему не покупают игрушку?

Таким образом, если в вас преобладает роль “Родитель”, вы склонны к: доминированию, требовательности, запретам, моральным нравоучениям, помощи. Если вы зачастую в роли “Ребенок”, тогда вам свойственно: стремление привлечь внимание, несдержанность в эмоциях, невозможность сдержать свои желания, беззаботность.

Может сложиться впечатление, что это плохие роли и им лучше не следовать. Это не совсем так, почему? Мы с вами поговорим об этом здесь.

Но есть еще одна роль. Эта роль, считается наиболее оптимальной в большинстве случаев взаимодействия людей друг с другом. Автор этой теории, Э.Берн, назвал эту роль “Взрослый”. Ему свойственно объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека.

Поэтому, в большинстве ситуаций, автор теории считает, роль “Взрослого” наиболее лучшим способом поведения. А в следующей статье мы с вами обсудим, в каких именно ситуациях, роли “Взрослого” не приемлема.

Узнать, в какой роли вы чаще всего находитесь, можно пройдя этот тест.

Что почитать? Эрик Берн “Игры в которые играют люди” и “Люди которые играют в игры”. Или погуглите в интернете “Трансактный анализ”.