64,6K подписчиков

Очитки - классика малоуходного сада!

3,4K прочитали
Просыпается очиток гибридный "Pinky" в моем саду 19 мая
Просыпается очиток гибридный "Pinky" в моем саду 19 мая

Вот сколько у них достоинств:

1. Очитки роскошно размножаются и стремительно разрастаются: покупаешь горшочек - через год имеешь небольшую полянку. А еще можно взять черенки у друзей и соседей; очитки - один из редких случаев, когда я принимаю такие "растительные подарки" всегда и с радостью.

2. Очитки имеют бесчисленное разнообразие форм и оттенков листвы, а многие еще и красиво цветут.

3. Очитки достаточно устойчивы к трудностям жизни: в болезнях не замечены, вредители нападают нечасто и совсем не на все сорта.

Первые побеги очитка толстоветочного (Sedum pachyclados) на горке в моем саду 19 мая
Первые побеги очитка толстоветочного (Sedum pachyclados) на горке в моем саду 19 мая

Вот об этих звездочках склонов, горок и подпорных стенок будет небольшой сегодняшний рассказ.

Портреты фаворитов мая

1. Очиток белый (Sedum labum), форма Atropurpureum

В моем саду 19 мая
В моем саду 19 мая

Прекрасный быстрорастущий очиток, цветет летом воздушным бело-розовым облаком. Красиво свисает с подпорных стенок, но на вертикалях без снежной шубки зимой может вымерзать. Самая насыщенная окраска листочков - на полном солнце и в начале весны. Может сорничать.

Вот так он свисает на вертикальной стенке, посаженный в маленькую щелочку наверху:

В моем саду 19 мая
В моем саду 19 мая

2. Очиток птичий ( Sedum ornithogalum )

В моем саду 19 мая
В моем саду 19 мая

Это один из самых ярких краснеющих очитков. Правда, для этого ему нужны сложности в жизни: бедная почва, перебои с влагой. Вот такой красноватый он в моей полутени, а на солнечных и сухих местах бывает совершенно коралловым. Может цвести желтыми звездочками, но у меня не хочет.

3. Очиток отогнутый (Sedum reflexum) "Angelina"

В моем саду 19 мая
В моем саду 19 мая

"Ангелина" точно входит в пятерку моих любимых очитков. Я вообще очень ценю растения, которые могут "стекать" сверху вниз, а тем более если они ярко-золотистые! Тем более эти листья - зимующие.

Только вот цветение "Ангелины" мне не очень нравится, но это именно мое видение, кому-то ярко-желтые зонтики могут прийтись по душе. К тому же, они не очень обильны, их нетрудно и подстричь. Больше о сорте здесь:

А у вас растет золотистый очиток отогнутый "Angelina"? Если нет - сейчас я расскажу, почему считаю это растение одним из лучших и просто необходимых для сада. На фото мой сад 21 августа прошлого года
Сад под Петербургом1 апреля 2021

4. Очиток лидийский (Sedum lydium)

19 мая в моем саду
19 мая в моем саду

Один из самых стремительно растущих очитков, зимует с листьями. Нарастает плотным зеленым одеялом, на солнце может чуть-чуть краснеть. Практически не цветет, и это очень здорово - не надо удалять отцветшие соцветия! Больше о очитках-нецветущих ковриках здесь:

5. Очиток густолистный (Sedum dasyphyllum)

19 мая в моем саду
19 мая в моем саду

А вот у этого очитка листва с явным голубоватым оттенком. Чем светлее место посадки, тем больше голубизны. Он тоже нарастает очень густым покровом, а цветет крошечными бело-розовыми звездочками. Зимует с листьями.

6. Очиток ложный (Sedum spurium) "Voodoo"

В моем саду 19 мая
В моем саду 19 мая

У этого очитка - самая ярко-бордовая листва в моем саду. Жаль только, что эти листья не зимуют, но зато по весне "Вуду" отрастает одним из первых и молодые побеги у него - особенно яркие. В середине лета может позеленеть, особенно в полутени, но на ярком солнце окраску держит стойко. Цветет редко розовыми звездчатыми цветочками, собранными в небольшие щитки.

Наш сад 3 мая
Наш сад 3 мая

Очень мощный рост у этого сорта, пожалуй, из всех перечисленных он самый активный.

7. Очиток ложный (Sedum spurium) "Roseum"

В моем саду 19 мая
В моем саду 19 мая

Одно из лучших маскирующих растений моего сада. Вот здесь он посажен с безвременниками, и пока их листья зеленые и сочные, очиток спокойно существует в их тени. Когда листва безвременника начнет усыхать, я ее срежу, но пустого места не будет - останется красивая листва очитка, а через какое-то время появятся и его симпатичные светло-розовые соцветия. Зато поздно осенью, когда безвременник надумает цвести, его цветки спокойно поднимутся над листвой очитка, и снова будет красиво. Прекрасные растения-партнеры!

Наш сад 24 сентября
Наш сад 24 сентября

А вот здесь очиток ложный использован для маскировки дренажного колодца септика:

В моем саду 19 мая
В моем саду 19 мая

Он еще не нарастил зеленую массу после зимы, но через пару недель "холмик" полностью будет живым. Под очитком находится кусок геотекстиля и весь слой можно при необходимости снять, как одеяло - переплетение корней не дает ему разваливаться.

Теперь про посадку

Я вывела для себя только одно, самое главное правило посадки очитков: их надо сажать в чистый грунт. Иначе потом удовольствие будет полностью испорчено бесконечной непрекращающейся прополкой.

Подпорная стенка в моем саду 19 мая. Начинает цвести обриета. Сорняков в этом месте не бывает.
Подпорная стенка в моем саду 19 мая. Начинает цвести обриета. Сорняков в этом месте не бывает.

Подчеркну - не в просеянную землю, а именно в чистый питательный грунт, лишенный не только корневищных сорняков, но и вообще каких-либо семян.

Я такой грунт готовлю из компонентов:
1. Покупного "почвогрунта" в мешках
2. Перепревшего коровьего навоза (редко такой удается купить, в основном поставляют свежий, поэтому выдерживаю его уже у себя)
3. Доломитовой муки
4. Небольшого количества минеральных удобрений; так как навоз дает достаточно азота, я использую низкоазотистые комплексные удобрения для осени.

Совсем недавно я таким методом сажала очиток - фото в подборке, показаны этапы, нужно листать:

Где купить очитки

90% моих очитков куплены в питомнике "Северная флора", это настоящий очиточный Клондайк, лучше туда даже не ездить - будет перебор бюджета в три раза!!! Почтовая рассылка по стране тоже есть, но только в августе.

Производственная площадка "Северной Флоры".
Производственная площадка "Северной Флоры".

Питерцам интересно будет заехать в Белоостровский питомник - там бывает много интересных новинок по хорошим ценам.

Белоостровский питомник
Белоостровский питомник

Иногда хорошие сорта присутствуют и в приличных интернет-магазинах: Оптхозе, Подворье. Но надо четко попасть в сезон (а то не будет в наличии) и со стоимостью доставки получается дороговато... Интересный ассортимент, хорошие цены и возможность рассылки у питомника Garden Plants, но есть особенности - смотрите отзыв.

Живя на Урале, я бы, наверное, брала очитки у коллекционеров - есть очень интересные странички в интернете, но так как я сама ничего у них не заказывала, рекомендовать пока не могу.

В моем саду 19 мая, просыпается очиток "Touchdown Teak". Но про высокие цветущие очитки будет в одной из летних статей.
В моем саду 19 мая, просыпается очиток "Touchdown Teak". Но про высокие цветущие очитки будет в одной из летних статей.

Отзывы по питомникам, мои коллег, которым я доверяю, я выкладываю на сайте:

Там же можно прочитать больше о моих растениях, советы по агротехнике и ландшафтному дизайну и интервью с экспертами.

С уважением, ваша Ольга.

Растения нашего сада
Растения нашего сада