Люди редко готовы воспринимать критику. Чаще она задевает и раздражает, хотя в критике можно найти пользу для себя, если ее правильно доносить. Как именно? Сейчас постараюсь объяснить.
Довольно часто, услышав замечание от окружающих, мы или игнорируем его, или огрызаемся в ответ, или обижаемся на высказавшего его человека. Происходит это потому, что любую критику люди привыкли воспринимать в штыки, ведь это всегда неприятно - признавать свои ошибки или недостатки.
И крайне редко люди готовы принять критическое замечание как стимул к собственному улучшению.
А происходит это потому, что не часто люди умеют делать замечания правильно, не задевая и не унижая человека.
Так как же правильно делать замечания и какие замечания могут приносить пользу?
Первое, что стоит помнить, когда Вы хотите сделать замечание - это то, что перед Вами человек с эмоциями, мыслями и самооценкой. Поэтому замечание должно быть максимально корректным, чтобы не обидеть и принести критикуемому практическую пользу.
Именно поэтому замечания делятся на конструктивные и деструктивные - первые дают направление для дальнейшего развития, вторые - только осуждают человека или его поступок.
Например:
“Ты правильно сделал, что решил заполнить эти таблицы - осталось только привести их к единому формату, чтобы было проще анализировать”.
Или:
“Зачем ты так коряво формулируешь предложения - нужно переделывать”!
Чувствуете разницу? Вот и критикуемый почувствует, что в первом случае его похвалили и направили, а во втором просто сказали гадость.
Следующим важным условием правильной критики является ее направленность - намного комфортнее услышать замечание, направленное на действия, чем на самого человека.
Так, замечание: “У тебя бы вышло намного быстрее и аккуратнее сделать распил, если бы ты использовал лобзик” - звучит намного лучше, чем “У тебя руки не из того места растут, если ты не можешь сделать простой распил”.
В первом случае критикующий направляет замечание на действие, во втором - конкретно на человека, задевая и унижая. Естественно, что первое замечание будет услышано и воспринято в отличие от второго, которое просто обидит.
Ну и, конечно, любое замечание лучше всего сопровождать подробной “инструкцией”, которая объясняет, как правильно, чтобы получить наилучший результат:
“Хорошо, что ты взялся за этого клиента, но для начала тебе стоит подробно изучить информацию о нем в CRM, соц. сетях и на его сайте - так ты сможешь максимально быстро найти к нему подход и заключить желаемую сделку”.
И во всех случаях, когда есть необходимость сделать замечание человеку, следует разбавлять его похвалой или признанием достоинств - тогда само принятие критики пройдет легче, ведь критикующий замечает не только недостатки критикуемого, но и признает его достоинства, а значит он объективен.
Поэтому, если хотите сделать кому-то замечание, всегда тщательно его формулируйте, чтобы получить от него желаемый результат и не обидеть, используя описанные выше методы.
И если статья была Вам полезна, ставьте 👍 и подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе новых публикаций 😉.