Найти в Дзене
KAMAZ-online

Принимай, Родина, первый КАМАЗ! — из Летописи автогиганта

С 1 января 1976 года «КАМАЗ» заступил на 50-дневную предсъездовскую вахту. Огромные календари в посёлке Гидростроителей и в новой части города вели отсчёт: 16 февраля с конвейера должен был сойти первый грузовик.

-2

Накануне, 14 февраля, руководители «КАМАЗа» – гендиректор Лев Васильев и секретарь парткома Аркадий Родыгин, а также первый заместитель начальника «Камгэсэнергостроя» Евгений Батенчук выступили на пресс-конференции перед журналистами. В кабинете № 40 дирекции «КАМАЗа» были представлены центральные издания страны и телевидение.

-3

Первый КАМАЗ! Этот автомобиль, как желанное дитя, страна ждала и любила ещё до рождения. Главное событие, ради которого больше пяти лет строился автогигант, произошло 16 февраля 1976 года. Поистине исторический день «приближали, как могли». И вот с главного сборочного конвейера автомобильного завода сходят первые серийные автомобили КАМАЗ. Открыта новая страница в автомобилестроении!

-4

Первый экипаж первого КАМАЗа въезжает в историю. За рулём – водитель-испытатель УГК Валерий Перетолчин, рядом – строитель «Камгэсэнергостроя» Рафис Сабирзянов и монтажник «Минмонтажспецстроя» Дмитрий Загребельный. Русский, татарин и украинец – дружба народов тогда и не предполагала, что на смену ей придёт «политкорректность».

-5

История пишется здесь и сейчас – в ручном режиме! С годами о КАМАЗе № 1, превратившемся в некий миф, стали говорить, что в действительности «первых» было несколько. И это не только те пять автомобилей, что ушли в Москву в качестве подарка съезду. Желание запечатлеться на фоне первенца заставляло камазовцев идти на разного рода уловки – делать постановочные кадры. У оригинала появлялись «клоны». Но разве это лишает момент его исторической харизмы?

-6

Мороз 16 февраля 1976 года не испугал молодых строителей: тысячи людей с лозунгами и флагами с утра двинулись к автомобильному заводу. Вскоре на огромной площадке яблоку негде было упасть. Возле конвейера соорудили трибуну. На церемонию пуска в горкоме было отпечатано пять тысяч билетов, но собралось на автомобильном тысяч 15-20! Конвейер был пущен 16 февраля в 12 часов 05 минут. Медленно сошедший с ленты конвейера грузовик под номером 000 000 1 люди приветствовали ликованием: обнимались, плакали, поздравляя друг друга. Издававшийся в то время в стране звуковой журнал «Кругозор» зафиксировал: «Грузовик вдруг вздрогнул и чуть наклонился. И тотчас все заметили это движение. Под сводом словно бы прокатился вздох облегчения, перешедший в крики: «Ура!», «Давай-давай!», «Шайбу!» Облепив верхотуру, монтажники размахивали касками. Кто-то пустил сверху струю листовок, и она разлетелась рассыпчатым дождём над головами».

-7

«Принимай, Родина, первый КАМАЗ!» – трубит пресса. Первую полосу «Социндустрии на строительстве Камского автозавода» от 19 февраля 1976 года украсило творчество самих камазовцев: плакат техника-строителя Викторина Максимова и стихотворение плотника Евгения Кувайцева – челнинского поэта, оставшегося в истории певцом великой стройки.

-8

Среди тысяч камазовцев шло соревнование за право участвовать в сборке первого автомобиля. Победителями были признаны 175 рабочих и инженерно-технических работников со всего объединения. Сфотографироваться на фоне первенца – честь, которой в числе первых удостоены передовики соцсоревнования.

Материалы предоставлены Музеем «КАМАЗа».

Понравился пост — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал