На заре реактивной авиации в США была любопытная история, состоявшая в масштабном исследовании-измерении у людей множества параметров. Были измерены 4000 человек по около сотни параметрам.
В чем суть? Ввод в строй реактивных самолетов сопровождался массовыми авариями. Число аварий продолжало расти, бывали дни, в которые число аварий в полетах доходило до 17. Инженеры проверяли технику вдоль-поперек вновь и вновь, и клятвенно божились, что с техникой все в порядке. Появилась гипотеза, что проблема в конструкции кабины пилотов и эргономике систем управления самолетом. Начали изучать людей.
Скрупулезно замерили все возможные размеры, длины-обхваты голени, бедер, талии, размеры кистей, ширину плеч и т.д. Надо напомнить, что это были военные летчики, которые уже прошли предварительный отбор по полу, возрасту, весу, росту.
- Когда исследователи, по результатам высчитали средние величины по 10 основным параметрам измерений, они обнаружили 0 (!) пилотов, у которых бы они совпали все.
- Исследователи сузили число параметров до 3х, вновь вычислили средние величины, проверили по общему списку участников измерений - из 4000 человек средним величинам соответствовали 3,5% (!).
Кабина экипажа реактивного самолета была спроектирована на основе конструкций предыдущих моделей авиатехники, которые когда-то создавались по усредненным параметрам пилотов, и она была вполне приемлема при низких скоростях полетов. При возрастании скорости, люди не справлялись с управлением.
Авиа инженера сконструировали настраиваемые под пилотов кресла и элементы управления.
Позднее, благодаря этой истории, и в автомобилях появились регулируемые кресла, рулевые колонки, регулируемые педали тормоза и газа…
А аварии реактивных полетов прекратились...
-----------------------------
Статистические методы оперируют с усредненными величинами. “Средняя зарплата”, “средняя численность”, “среднее потребление” и т.д. Это бухгалтерский подход, подходящий для учета, но бесполезный для управления.
Во первых, он показывает только прошлое,
во вторых, он показывает данные, для которых совпадений, в реальном мире, как в истории с пилотами, может не быть (или крайне мало).
Средний человек не существует, это - ВЕЛИКИЙ миф.
Напрягают попытки статистические данные считать НОРМОЙ для всех.
В результате “нормальным человеком” становится какое-то мифическое существо, а все остальные, реальные люди - отклонениями от нормы.
Как быть торговле, работающей в реальном мире?
Работать с отклонениями. Основные деньги - здесь...
Принять для себя, что на планете живет не 7 миллиардов "средних" людей, а 7 миллиардов отклонений от среднего :)
P.S. После этой истории с осторожностью отношусь к “нормальной” температуре 36,6 “нормальному” давлению 120/80 и т.д.. У живого человека норма будет отличаться.
------------------
первоисточник и продолжение здесь
------------------