Эта статья посвящена прикладной теории музыки для гитаристов. Итак, вы знакомы с основными мажорными и минорными трезвучиями (типа Am или D), а любые цифры после обозначения аккорда (7, 9, 11 и так далее) вам пока непонятны.
Основная концепция септаккордов достаточно проста: число после обозначения аккорда указывает звук, который должен быть включён (добавлен) в базовое трезвучие для формирования более красочной гармонии.
Если вы видите цифру 7, это означает, что в дополнение к нотам (звукам) трезвучия вы должны добавить звук септимы, взятой от основного тона аккорда. Или, если вам проще считать в обратном направлении, просто сделайте шаг вниз (на целый тон или на полтона, в зависимости от обстоятельств) от основного тона аккорда.
Наиболее распространенными типами септаккордов являются малый мажорный («доминантовый»), большой мажорный, малый минорный, полууменьшённый и уменьшённый. Здесь мы поговорим о первых трёх типах, и как они устроены.
Малый мажорный или «доминантовый» септаккорд
Если вы видите семёрку после имени аккорда без любых других дополнительных обозначений, это малый мажорный септаккорд — мажорное трезвучие с добавленной малой септимой. Его часто называют даже просто «септаккорд» или «септ», и обозначают цифрой 7 после имени основного тона, например — F7.
Чтобы построить такой аккорд, возьмите любое мажорное трезвучие и добавьте малую септиму от его основного тона. Самый простой способ найти малую септиму — сделать шаг на целый тон вниз от основного тона. Таким образом, если основной тон F, целый тон вниз — это Eb, а аккорд F7 будет состоять из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).
Большой мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд — это мажорное трезвучие, которое включает в себя большую септиму. Самый простой способ найти большую септиму — опуститься вниз на полтона от основного тона аккорда. Если основной тон F, то полтона вниз — это E. Аккорд Fmaj7 (также иногда обозначается FM7 или F∆7) состоит из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и E (большая септима).
Малый минорный септаккорд
Чтобы получить малый минорный септаккорд, добавьте малую септиму в минорное трезвучие. Аккорд Fm7 (также иногда обозначается F-7) содержит звуки F (основной тон), Ab (малая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).
Преобразуйте знакомые аппликатуры трезвучий в септаккорды
Здесь мы не ставим цели полностью систематизировать все возможные аппликатуры трезвучий и септаккордов (их довольно много), поэтому приведём лишь несколько примеров, которые помогут прояснить основные принципы.
- Для начала полезно осознать, что минорное трезвучие может быть легко построено из его мажорного аналога просто опусканием терции вниз на полтона.
- Вторым полезным приёмом будет замена удвоенного основного тона в аппликатуре трезвучия на септиму. Если основной тон в аппликатуре взят дважды, один из этих звуков (тот, который находится не в басу), может быть опущен на полтона или тон, превратившись в септиму аккорда.
Все аккордовые схемы ниже приводятся без указания номеров ладов, так как они могут быть взяты на любом ладу. Основной тон аккорда здесь всегда расположен на шестой струне и определяет название аккорда. Таким образом, например, если у вас на шестой струне взята нота фа, вы взяли аккорд F, Fm, F7, Fm7 или Fmaj7, и тому подобное.
Итак, первый приём: превращение мажорного трезвучия в минорное. На рисунке ниже терция аккорда расположена на третьей струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем минор из мажора.
Превращаем мажорное трезвучие в малый мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.
Превращаем мажорное трезвучие в большой мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.
Превращаем минорное трезвучие в малый минорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из минорного трезвучия.
Читайте также: От основ нотной грамоты к строению аккордов и классификации аппликатур.