Найти тему
Бесполезные ископаемые

Скромное обаяние холощеного соула

"Я-то считал, что шведки очень сексуальны, а эта особа так и обдает холодом" - сетует друг детства дантисту в комедии "Цветок кактуса".

Однако слушатель не всегда готов переварить излишки экспрессии и темперамента. Отдельные вещи усваиваются в остывшем виде. Разумеется, речь идет о комнатной температуре, а не о трупном окоченинии.

Среди белых певцов всегда хватало желающих "перекричать" черный оригинал, только это желание не всегда совпадало с голосовыми возможностями.

Номер, утрированный изначально - по замыслу, обескураживает того, кто готов на него замахнуться, но не знает, чем закончится такая попытка.

Куда надежнее выглядит интерпретация "вполнакала", когда артист берет не диапазоном, а интонацией и обаянием. Или дисциплиной, как, например, Dave Clark Five, исполняя зажигательный, но старый хит забытого Юджина Черча.

Несмотря на афроамериканские корни половины репертуара,The Searchers никогда не стремились копировать манеру оригинальных исполнителей. Их Something You Got звучит прохладно даже на фоне версии Them, не говоря про Вильсона Пикетта. Зато сколько ненавязчивых нюансов таят в себе вокальные партии и короткое соло.

Подход Клиффа Ричарда к I Wake Up Crying прямо противоположен том, что сделал с этой композицией Берта Бакарака голосистый Том Джонс, доказавший, что ему по силам усовершенствовать даже оригинал Чака Джексона. Клифф Ричард ограничился деликатным, но волнующим напоминанием о том, какая это песня...

Стихия O'Kaysions - одной из наиболее одиозных "старых групп" на черном рынке винила в СССР, безусловно, воздух, вернее, легкий ветерок, задувающий песчинки в стаканчик с рислингом под пляжным репродуктором. Огненная вещь пятидесятников "5" Royales проучилась у них еще легковеснее, чем у Мамас энд Папас, чей акустический Twist and Shout мог бы стать частью проекта "Песни нашего века".

Швед Томми Кёрберг - солидный сессионный музыкант мз окружения АББы, в юные годы выпустил несколько пластинок эстрадного типа, не обойдя вниманием порядком истерзанный Dock of The Bay Отиса Реддинга.

В одном из немногих хитов дуэта Айк энд Тина Тёрнер - It's Gonna Work Out Fine определенно есть нечто отталкивающее, некоммерческое, в духе гаража и протопанка. Тем не менее, именно этот скрежет и гам удерживают топорную композицию в памяти слушателя.

За нее, с посредственным результатом, брались Manfred Mann и чех Виктор Содома с квартетом The Matadors. Уникальный корявый оломок "авангарда" в программе шаблонных, чисто функциональных номеров ike and Tina Turner Revue.

Слова и аккорды остаются те же, но меняется атмосфера времени и места.

Атмосфера это soul помещения - его специфический "дух", неизъяснимый словами. Когда он выветривается, "точка" умирает. Но песни продолжают влачить особое существование между вспышкой оригинала и сумерками небытия.

-2