Теперь я знаю, по почти фатальному соответствию фактов, что моя судьба – путешествовать. (Эрнесто Че Гевара)
Идея этого путешествия родилась на контрасте с беспросветной серостью дождливого августовского дня северной столицы, где состоялось удивительное и неожиданное знакомство…
Когда короткое и капризное лето наших широт подошло к концу, настал момент нанести визит на загадочный остров, отделяющий Атлантику от Карбиского моря, куда я отправился по приглашению сына легендарного Че Гевары…
День 1
Темная, настойчиво отвоевывающая свои права у осени московская зима с неизменными пробками, серым небом и простудой осталась позади, когда аэробус 330 напоследок подмигнув бортовыми огнями земле взмыл в воздух и устремился в сторону острова свободы. Следующие тринадцать часов предстояло забыться сном, чтобы встретить новый рассвет уже совершено в другом месте.
Яркий солнечный свет из окошка иллюминатора разбудил меня сообщая о том, что трудный полет преодолён и впереди ждут новые приключения. Под крылом проплывала синяя гладь океана, на которой проглядывали зеленые островки суши, а на горизонте вырисовывались кубинские берега. Нежно, будто стараясь не разбудить спящих пассажиров аэробус коснулся земли и плавно остановился под всеобщее ликование.
Первой задачей было обнаружить встречающих. Местная принимающая сторона встречает своих гостей прямо у борта самолёта чтобы проводить их, минуя очередь на паспортный контроль прямиком в VIP зал. Улыбчивая женщина с табличкой встретила меня и поводила длинными обходными коридорами к отдельной стойке паспортного контроля, а затем в зал ожидания для особых гостей. Здесь можно было сразу отметить приземление алкоголем любой крепости, я выбрал бутылку воды, чтобы не терять свежесть с самого утра.
Наконец аэропорт выпустил меня наружу, где уже ожидал трансфер. Первое, что поражает в Гаване — это обилие старых американских автомобилей и транспорта времён расцвета СССР. Кажется, что ты не просто прилетел в другую страну, а перенесся во времени минимум лет на 50 назад.
Дороги весьма неплохого качества, движение очень спокойное и размеренное, небо с редкими пёрышками белых облаков. Однако, меня ожидает китайская малолитражка желтого цвета, шофер которой, улыбчивый белозубый кубинец с настолько темной кожей, что она еще сильнее оттеняет белизну его улыбки, очень плохо говорит по-английски, но весьма дружелюбен. Я сажусь на место рядом с ним. Водитель немедля открывает окно и зажигает сигару, жестом предлагая мне угоститься его запасами. Мы едем молча, задумчиво выпуская дым наружу. Сломанный радиоприемник тоже безмолвствует.
Я любопытно оглядываюсь, меня не покидает ощущение перемещения во времени, словно я герой романа Стивена Кинга: «11/22/63», шагнувший из современности в 50-е годы.
Старинные здания с лепниной соседствуют с обшарпанными панельными домами, кое-где смотрят пустыми глазницами заброшенные полуразрушенные строения. Первая ассоциация - Буэнос-Айрес в миниатюре.
Однако в отличие от последнего, люди на улицах приветливы, что, однако не может скрыть их любопытных взглядов на мою нехарактерную для этих мест светлую кожу. Оказывать разного рода «помощь» туристам – чуть не основной способ заработка местного населения, поэтому, любой иностранец, оказываясь в Гаване получает избыточное внимание. Мы прибываем в апартаменты, где мне предстоит остаться на ближайшие две ночи. Это высокий панельный дом в 14 этажей на самом берегу океана.
По счастью, хозяйка говорит по-английски. Она очень радушна и предлагает любую помощь, до брифинга у меня ещё целый день, поэтому есть время осмотреться на местности. В моем распоряжении просторная комната со своей ванной, вполне тянущая на 4 звезды. Есть все необходимое, даже вид на океан из окна. Я бросаю вещи и заручившись инструкциями хозяйки, с фотоаппаратом наперевес отправляюсь осматривать окрестности. Первое, о чем следует упомянуть, это полное отсутствие соединения с интернетом. Единственный шанс не потерять связь с внешним миром — это купить интернет карту с паролем, конторой можно воспользоваться для подключения к Wi-Fi в крупных отелях. Опция эта недешевая - 5$ в час. Вдоволь пофотографировав чудеса советского и американского автопрома, они как я уже упомянул, в изобилии и среди них попадаются сумасшедшей красоты экземпляры, я отобедал в местном кафе и отправился исследовать старую Гавану.
Это довольно красивый с точки зрения архитектуры исторический центр города с внушительным Капитолием, так напоминающем Вашингтонский, парками и бульварами.
Стоит, однако, свернуть на улочку поглубже, как ты сразу попадаешь в настоящие трущобы, где кипит своя обычная жизнь и стоит обитателям завидеть бледнолицего с фотоаппаратом, как они сразу бросаются предлагать кокаин, развлечения и сигары. В целях эксперимента от последнего я отказываться не стал. Мой ушлый провожатый отвёл меня в укромный двор, где нас ожидали бандитского вида барыги с холщовым мешком, набитым коробками сигар. Попытка пристроить мне коробку robusto за 250 долларов была поднята на смех. Выслушав историю на ломаном английском с добавлением жестов о формировании цен на табачную продукцию, я великодушно предложил 50. Оставшись глухим к мольбам о тяжёлой жизни их семей, я не согласился и на 100. "Американо?" - робко спросил одноглазый предводитель дельцов. В ответ я с усмешкой продемонстрировал спину футболки с надписью Harley-Davidson Russia. "Рашн мафия" – обреченно, но не без надежды в голосе, протянул он и мы сошлись на 60. Хлопнув по рукам, мы удовлетворенно разошлись, прибывая в святой уверенности, что каждый выжал максимум из этой сделки.
Надо ли говорить о том, что приобретенные сигары были незамысловатой подделкой. Нет, они не были скручены из сушеных пальмовых листьев или капусты и более того, верхний ряд был вполне приличного качества, возможно, даже оригинального, но рядом ниже располагались идентичные по виду, мягкие, как сосиска в советской школьной столовой, экземпляры. Это говорит о том, что табака в таких сигарах существенно меньше, чем положено. Эдакая кубинская версия light.
На вечернем брифинге в ресторане мы встретились с командой принимающей стороны во главе с Эрнесто Гевара и двумя моими компаньонами по поездке: мексиканским бизнесменом и австралийским журналистом. Ужин прошёл в тёплой обстановке - обменявшись "рыбацкими рассказами" о путешествиях на мотоциклах все друг другу понравились и пришли к выводу, что Harley-Davidson в очередной раз стирает границы между странами.