Владимир Иванович Даль - знаменитый лингвист, лексикограф, врач, фольклорист и создатель монументального "Толкового словаря живаго Великорускаго языка" в 4 томах. Словарь стал крупнейшим сборником русской словесности своего времени. Помимо него В.И. Даль написал множество книг, посвященных изучению русской культуры и языка.
Владимир Даль жил в период 1801-1872 гг., а родился на Луганском заводе (ныне г. Луганск). Его отец, Иоганн Даль, по национальности был датчанином. Мать, Мария Христофоровна Даль, полунемка и полуфранцуженка. Следовательно, Владимир Даль был абсолютно нерусским по крови, но русским культурно.
Особенности национальности родителей сказались на вероисповедании Владимира Даля - он был протестантом-лютеранином. Это не помешало ему стать великим собирателем русской материальной и духовной культуры.
Даль дружил с Пушкиным, о чем писал в своих работах. Один из основоположников современного русского литературного языка повлиял на будущего словариста, а на смертном одре завещал Далю свой перстень с изумрудом. Он и Пушкин стали прообразами святых Космы и Дамиана на оренбургской иконе 1870-х годов.
Великий лингвист много писал про русские верования. В 1844 году издал брошюру "О скопческой ереси". В 1846 издал труд "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа", где написал про домовых, русалок, водяных, оборотней, ведьм, поведал об особенностях гаданий и кликушеств.
Согласно историку культуры В.И. Порудоминскому, Даль противился внешней обрядности, потому что она заглушает духовное в человеке:
"Тупая привычка к исполнению обряда, будто сущности дела, глушит, как сорная трава, добрую пшеницу; внешность заступает вовсе дорогу духовному, обряд вытесняет мысль и чувство"
Писатель Мельников-Печерский говорил, что Даль, якобы, в юности воспевал православие, а лютеранство ругал. Но в своих работах Владимир Даль обличал повсеместную нетерпимость в вероисповеданиях, неважно, лютеранство это, или православие.
Известно, что Даль принял перед смертью православие. Но Мельников-Печерский объясняет: Даль не хотел, чтобы его тело тащили через всю Москву на лютеранское кладбище. Лучше на православное Ваганьковское кладбище, рядом с которым жил собиратель слов русских.
Назревает вопрос, а принял ли Даль православие на самом деле? В "Википедии" написано, что он перед смертью призвал к себе православного священника для совершения таинства евхаристии. Но это не таинство крещения. Для лютеранина нет ничего зазорного в том, чтобы причаститься в православной или католической церкви.
Даль ставил личную веру выше обрядной религиозностью. Скорее всего, он считал себя просто христианином без всякой внешней атрибутики.