Отнюдь не случайно ленту назвали «Ограбление по Фрейду»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Пару лет назад у нас ограниченными показами прошел удивительный мультфильм, который прокатчики назвали «Ограбление по Фрейду» (2018). Несмотря на то, что оригинальное название было существенно искажено, в данном случае претензий не было, так как было вполне оправдано.
На первый взгляд кажется, что анимационная лента – это сюрреалистический фильм-ограбление, который как разновидность нуара ведет своей отсчет от «Асфальтовых джунглей» (1950) и «Одиннадцати друзей Оушена» (1960). Этот мультфильм даже не про искусство, как полагали многие критики. Это лента-головоломка. В ней разбросаны сотни подсказок и скрытых намеков (т.н. «пасхальных яиц»)
Формально сюжет крутится вокруг того, что психотерапевт эктра-класса Рубен Брандт врачует криминальных типов, которые имеют склонность к хищениям дорогих предметов. У каждого свой мотив и своя проблема. Однако оказывается, что у доктора тоже не всё в порядке с головой. Иногда на него «нападают» герои известных картин. То кошка из «Олимпии» Эдуарда Мане вцепится в лицо. То «Инфанта Маргарита» Веласкеса яростно цапнет за руку.
В итого выясняется, что есть тринадцать картин, которые являются кошмаром доктора. И весёлая компания решает их похитить, дабы тем самым избавить Рубена от его проблемы. Делается это по всей Европе. Включая Петербург, где из Эрмитажа похитили «Женщину, держащую плод» Гогена. В итоге серийного грабителя, который, по сути, является шизофренической копией «талантливого» Тома Рипли, прозвали «Собирателем». Здесь явные отсылки к «собирателю костей» из триллеров 1998 и 1999 годов. А потому перевод как «Коллекционер» не совсем корректный
Одновременно с этим есть вторая сюжетная линия, а именно история частного детектива Майка Ковальски, который сначала охотится за авантюристкой Мими, а затем и за всей компанией вместе. Он тоже собиратель – однако не предметов искусства, а реквизита из криминальных фильмов. А потому в его «берлоге» ровными рядами висят бритвы, ножи, разбитые очки и т.д.
Отдельным плюсом фильма является то, что он нарисован в стиле Пикассо – отсюда и искаженная перспектива и двойные ряды лиц. А ещё среди похищенных работ есть «Женщина с книгой» данного художника и это можно полагать ключом к фильму. Так как кошмары для доктора начинаются, когда он читает в поезде книгу. И не просто книгу, а «Глубокий сон», что является очередной зацепкой и одновременно отсылкой к одноименному нуару 1946 года.
В фильме почти каждая сцена содержит в себе несколько подобных загадок. Некоторые прямо сопровождаются подсказками – чаще всего это постеры. По этой причине найти следы не всегда сложно. Например, мы видим отсылки к раннему германскому кино, в частности, фильмам про гениального злодея доктора Мабузе. Или же в сцене с рефрижераторами - однозначная аллюзия к фильму «Конвой» (1978)
Впрочем, есть загадки и посложнее. Например, когда Рубена преследует один из персонажей картины Хоппера «Полуночники» (того самого художника, что фактически создали визуальный образ нуара) то действие переносится в «пространство» сюрреалиста Джорджо де Кирико (без упоминания оного в фильме). А тот уже повлиял на некоторые сцены упоминавшихся выше «Асфальтовых джунглей». Это уже надо угадать без подсказок.
А есть и воистину детективные тайны. Которые и делают «Ограбление по Фрейду» подлинной головоломкой. Надо искать среди «парного хронометража», что как бы невольно отсылает к парным лицам а-ля Пикассо. Например, в 46 минут 46 секунд ленты мы видим на стене зала, где заседает компания грабителей, «Рождение Венеры» гениального Боттичелли. А в 49 минут 49 секунд (то есть позже) они только грабят галерею Уффици с целью похитить данную картину.
Получается, что время в картине идет наоборот? Как в нуарном триллере Кристофера Нолана «Помни»? То есть историю надо смотреть навыворот? Тогда нам предложен совершенно иной сюжет. Серийный грабитель по кличке «Собиратель» в какой-то момент сходит с ума. Его начинают преследовать персонажи похищенных картин. И чтобы избавиться от наваждения он представляет себя психотерапевтом
А детектив Майк Ковальски - это голос совести, его «Альтер Эго», который просыпается во время сна. Хотя это отнюдь не единственная версия, которую можно предложить, базируясь на хорошо скрытых в фильме загадках.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»