.
Может быть, это и странный вопрос, но люблю ли Моцарта ? По правде говоря, не отнес бы Моцарта к любимым композиторам, намного больше я люблю сонаты Гайдна и Скарлатти, в которых больше красоты и полифонизма, намного больше я люблю увертюры Вагнера, даже сонаты Бетховена... К Моцарту я отношусь нейтрально. Во первых, Моцарт - весь композитор правой руки ,даже в сложных своих проявлениях ., в отличие не только от Баха, и Бетховена, но и в отличие от Гайдна. Во вторых Моцарт женственный композитор. В музыке я люблю мужское начало, поднимающее дух. Мне нравится Моцарт в интерпретации Марии Гринберг, и Марии Юдиной, и то, можно сказать , что я больше люблю Марию Юдину, или Марию Гринберг, чем Моцарта - как двух самых загадочных пианисток сталинской эпохи. Хотя у них взгляд на Моцарта разный. Мария Юдина утяжеляла Моцарта , очень углубляла его, (благодаря чему ее Моцарт, даже, выигрывает) а Мария Гринберг напротив, возвращала ему легкость , воздушность, и прозрачность. У кого Моцарт более подлинный? Если признаться , у Марии Гринберг Моцарт лучше. Потому, что он более похож на себя. Однако, я люблю Моцарта и в исполнении Марии Юдиной . Повторил бы, в обоих случаях я больше люблю двух славных пианисток - чем Моцарта.
КАК МАРИЯ ЮДИНА ИСПОЛНЯЛА МОЦАРТА
.
Как Мария Юдина исполняла Моцарта? Мария Юдина утяжеляла Моцарта, всему невесомому в нем она сообщала весомость, и глубину, всему воздушному в нем, она сообщала вес, даже тяжесть, нарушая всю моцартовскую традицию, и принципы построения моцартовской гармонии. А с другой стороны, именно потому, ее Моцарт так завораживает, и очень погружает в себя. Хотя, когда ее слушаешь уже забываешь,что это Моцарт. Просто, слушаешь какую -то, прекрасную музыку. Обращаешь внимание на то, что аккорды у нее потрясающие - по энергетике. И тембр очень глубокий. Еще я заметил , что Моцарта, Юдина постоянно замедляет . Но у нее и это композиционно продуманно . Подобное замедление темпа создает напряжение, и контрасты, в то же время, создает какое -то внутреннее , (а не внешнее) время - сокровенное, и мистическое, особенно в 23 концерте. Мария Юдина раскрывает Моцарта - как философ, и как библейский эпик...
........
КТО КАК ПИАНИСТКА ЛУЧШЕ МАРИЯ ГРИНБЕРГ ИЛИ ЮДИНА
.
Кто как пианистка лучше Мария Гринберг или Мария Юдина ? Обе выдающиеся пианистки были практически ровесницами, и обе они разные, не смотря на то, что, что -то их игру, порой, роднит. А роднит двух пианисток, я бы сказал, библейское начало в их исполнении , которого нет например у экпрессионистично- лунного Владимира Горовица. Но обе они при этом очень разные. Если Мария Юдина философ и эпик в исполнении, то Мария Гринберг - в большей мере психолог , историк, и поэт. Если сравнивать их с точки зрения игры, пианизма, конечно Гринберг лучше, она выигрывает по многим параметрам, как пианистка у Юдиной. Разве Юдина умела так воздушно и легко передать лирическое волнение Шуберта? Послушайте как небесно звучат все моцартовские трели у Марии Гринберг, разве вы услышите такие трели у Юдиной? Не услышите, потому,что Юдина не умела просто их передавать. Она умела делать что то другое. Например, у нее аккорды потрясающие по глубине , в лунной сонате. Словно из глубины веков. Она умела замедлять темп, так что покажется что останавливается жизнь, и все замирает вокруг. Мария Юдина , прежде всего, гениальная, сильная личность , именно это сказывается в ее музыкальном исполнении . Но как пианистка мне намного ближе - Мария Гринберг.
ПОЧЕМУ, МОЦАРТ ТРУДЕН КАК КОМПОЗИТОР
.
Моцарт труден для интерпретации, потому, что композитор он клавесинный. Клавесин это не просто другой инструмент, это другая философия, другое мировоззрение. В качестве сравнения, композитор чисто фортепьянный - Бетховен. А Моцарт не фортепьянный. Клавесин инструмент придворный, или церковный. Пианино, же - ознаменовало собой свободу композитора, своего рода победу Просвещения, даже, победу Революции. Бетховен - самый первый не придворный композитор в истории музыки. Возвращаясь же все таки, к Моцарту, Юдина Моцарта , конечно , очень углубляла, вносила в него скорбь и эпику. Но у нее это получалось очень красиво и проникновенно... Юдина философ.Моцарт для нее - это повод для размышлений. Это попытка услышать Моцарта так, как он доносится с небес в двадцатый век. Именно - это ей хорошо удавалось. Однако, Моцарт у Юдиной всегда узнаваем - как Моцарт Юдиной. А Моцарт Гринберг узнается - как просто Моцарт.