Найти в Дзене

Почему одно образование приравнивается к безграмотности в 21 веке?

Двести лет назад, и даже сто, жизнь текла размеренно. Человек единожды получал профессию и она кормила его всю жизнь. Общество осуждало людей, которые искали себя, меняли работу, род занятий.

Получить второе образование было невозможно. Каждый рос в профессии, которую выбрал. Работа не рассматривалась как удовольствие и процесс самореализации. Больше всего от этого страдали творческие, ищущие умы.

Человек рассматривался как винтик в огромной государственной машине, как ресурс, орудие производства в рамках определенных бизнес-процессов. В постиндустриальную эпоху, в которой мы живем, человек уже рассматривается как капитал бизнеса. Личность имеет больше свободы, творчества. От человека работодатель ждет не просто активности, а проактивности.

Навыкам и компетенциям уделяется большое внимание (картинка взята из открытых истосников)
Навыкам и компетенциям уделяется большое внимание (картинка взята из открытых истосников)

Рыночные отношения позволяют работать на себя. Креативность стала потенциалом человеческого капитала. Как естественное продолжение этих процессов возник спрос на дополнительное образование. Люди поняли как выгодно инвестировать в себя новые знания и умения. Ценится как узкая специализация, так и широкий спектр знаний и навыков на стыке нескольких профессий.

Ничто в мире не стабильно. Один экономический кризис сменяет другой, но если Вы профессионал с востребованной профессией на данный отрезок времени, то без работы не останитесь.

На генеральной конференции ЮНЕСКО в 1968 году впервые было озвучено выражение lifelong learning – непрерывное образование или образование длиною в жизнь. Перед участниками конференции стояла задача как выровнять социальное, культурное и политическое развитие всех стран посредством образования, как достичь культурной интеграции европейских стран посредством непрерывного образования.

Было выделено несколько элементов в этой глобальной задаче и в последующем они стали внедряться в каждой стране в том или ином темпе:

1. Образование на протяжении всей жизни:

  • обучение длиной в жизнь (всю жизнь необходимо учиться, осваивать новые умения и навыки);
  • образование шириной в жизнь (разные навыки и интересы человека);
  • самомотивация к образованию (из-за конкуренции на рынке труда).

2. Образование взрослых;

3. Непрерывное профессиональное образование.

В нашей стране на данный момент существует три вида дополнительного профессионального образования:

  1. Профессиональная переподготовка. Программы включают профильные дисциплины с выдачей дипломов о профессиональной переподготовке.
  2. Второе высшее образование длится 3 года дороже и включает общие предметы с выдачей диплома о получении высшего образования.
  3. Повышение квалификации. Сюда включены программы получения новых компетенций профессиональной деятельности с выдачей документа о повышении квалификации.

В России принимаются законодательные меры для подготовки специалистов не только для дня сегодняшнего, но и завтрашнего дня, но это касается не всех специальностей. Российский работодатель не стремится вкладываться в образование своих сотрудников, надеясь получить готовых профессионалов с опытом работы. Каждый человек сам делает выбор в пользу непрерывного профессионального образования, если стремится к карьерному, финансовому и личностному росту.

В Японии другая ситуация из-за системы пожизненной занятости. Работодатели тратят огромные средства на обучение новых сотрудников из числа выпускников ВУЗов. Главным принципом при приеме на работу студента является его способность учиться, а не наличие определенных компетенций. В Японии постоянное трудоустройство в одну организацию до конца жизни, рост по карьерной лестнице и материального благосостояния в рамках одной организации.

Безрамотность в 21 веке (картинка взята из открытых источников)
Безрамотность в 21 веке (картинка взята из открытых источников)

Мы живем в эпоху глобальных преобразований и перемен в экономике, науке, образовании. Информационные технологии, роботизация, автоматизация требует от специалистов новых знаний и навыков. Мир переходит на удаленную работу. Пенсионный возраст и продолжительность жизни увеличились. Скучно уже просто сидеть перед телевизором или с гаджетом в руках.