Двести лет назад, и даже сто, жизнь текла размеренно. Человек единожды получал профессию и она кормила его всю жизнь. Общество осуждало людей, которые искали себя, меняли работу, род занятий.
Получить второе образование было невозможно. Каждый рос в профессии, которую выбрал. Работа не рассматривалась как удовольствие и процесс самореализации. Больше всего от этого страдали творческие, ищущие умы.
Человек рассматривался как винтик в огромной государственной машине, как ресурс, орудие производства в рамках определенных бизнес-процессов. В постиндустриальную эпоху, в которой мы живем, человек уже рассматривается как капитал бизнеса. Личность имеет больше свободы, творчества. От человека работодатель ждет не просто активности, а проактивности.
Рыночные отношения позволяют работать на себя. Креативность стала потенциалом человеческого капитала. Как естественное продолжение этих процессов возник спрос на дополнительное образование. Люди поняли как выгодно инвестировать в себя новые знания и умения. Ценится как узкая специализация, так и широкий спектр знаний и навыков на стыке нескольких профессий.
Ничто в мире не стабильно. Один экономический кризис сменяет другой, но если Вы профессионал с востребованной профессией на данный отрезок времени, то без работы не останитесь.
На генеральной конференции ЮНЕСКО в 1968 году впервые было озвучено выражение lifelong learning – непрерывное образование или образование длиною в жизнь. Перед участниками конференции стояла задача как выровнять социальное, культурное и политическое развитие всех стран посредством образования, как достичь культурной интеграции европейских стран посредством непрерывного образования.
Было выделено несколько элементов в этой глобальной задаче и в последующем они стали внедряться в каждой стране в том или ином темпе:
1. Образование на протяжении всей жизни:
- обучение длиной в жизнь (всю жизнь необходимо учиться, осваивать новые умения и навыки);
- образование шириной в жизнь (разные навыки и интересы человека);
- самомотивация к образованию (из-за конкуренции на рынке труда).
2. Образование взрослых;
3. Непрерывное профессиональное образование.
В нашей стране на данный момент существует три вида дополнительного профессионального образования:
- Профессиональная переподготовка. Программы включают профильные дисциплины с выдачей дипломов о профессиональной переподготовке.
- Второе высшее образование длится 3 года дороже и включает общие предметы с выдачей диплома о получении высшего образования.
- Повышение квалификации. Сюда включены программы получения новых компетенций профессиональной деятельности с выдачей документа о повышении квалификации.
В России принимаются законодательные меры для подготовки специалистов не только для дня сегодняшнего, но и завтрашнего дня, но это касается не всех специальностей. Российский работодатель не стремится вкладываться в образование своих сотрудников, надеясь получить готовых профессионалов с опытом работы. Каждый человек сам делает выбор в пользу непрерывного профессионального образования, если стремится к карьерному, финансовому и личностному росту.
В Японии другая ситуация из-за системы пожизненной занятости. Работодатели тратят огромные средства на обучение новых сотрудников из числа выпускников ВУЗов. Главным принципом при приеме на работу студента является его способность учиться, а не наличие определенных компетенций. В Японии постоянное трудоустройство в одну организацию до конца жизни, рост по карьерной лестнице и материального благосостояния в рамках одной организации.
Мы живем в эпоху глобальных преобразований и перемен в экономике, науке, образовании. Информационные технологии, роботизация, автоматизация требует от специалистов новых знаний и навыков. Мир переходит на удаленную работу. Пенсионный возраст и продолжительность жизни увеличились. Скучно уже просто сидеть перед телевизором или с гаджетом в руках.