Найти в Дзене
Популярная наука

IBM, Hugo Boss и Porsche. Кто из крупных компаний сотрудничал с фашистами

Оглавление

Для одних война - трагедия, для других - повод заработать. Давайте посмотрим, кто из компаний был непрочь нажиться на страданиях других людей.

Hugo Boss: модная форма для вермахта

Сейчас это известная немецкая компания, которая выпускает модную одежду.

Никогда этот бренд не любил, хотя в юности и не знал о его связи с нацистами. Когда занимался боксом, Hugo Boss рекламировали братья Кличко. Но для них шили костюмы по спецмеркам, в обычных магазинах продавались обычные. А я выступал в супертяжах, мне вся одежда Hugo Boss была радикально узка в плечах.

Те знаменитые черные мундиры, которые носили нацистские эсэсовцы (которые послужили источником вдохновения для офицерской формы Звездных войн), были созданы для Третьего рейха не кем иным, как Хьюго Боссом.

Из зимней линии Hugo Boss, 1940 г.
Из зимней линии Hugo Boss, 1940 г.

Когда Хуго Фердинанд Босс запустил свою компанию, она шила одежду для рабочих и спортсменов. Но компания быстро обанкротилась. Спас ее именно заказ Гитлера на нацистскую форму. Без этого заказа вряд ли компания дожила бы до наших дней. Даже историки моды не смогли бы вспомнить никому неизвестный бренд спецодежды.

Предприятие стало сверхприбыльным. Заказы от вермахта шли исправно. А вот на рабочих экономили. В основном, ткали одежду заключенные из Польши и Украины.

Porsche: «Жук» и бронетехника

Фердинанд Порше получил заказ на выпуск народного автомобиля
Volkswagen Käfer («Жук») от своего хорошего приятеля...Адольфа Гитлера. Эта машина стала самой массовой в истории, которую выпускали без изменений базовой конструкции. Всего было выпущено свыше 21,5 млн «Жуков».

Гитлер хотел, чтобы в стране появился автомобиль, который будет по карману для каждого обычного человека. Но Гитлер, несмотря на дружбу с Порше, не просто так дал ему контракт. Была выставка, где проекты представило несколько компаний, включая Opel и Ford.

Порше представил проект автомобиля «нормального по габаритам и легкого». Скорость - 100 км/ч, что весьма конкурентноспособно по тем временам.

Стоимость «Жука» - 990 рейхсмарок. Смог бы потянуть обычный человек? Годовой доход 62% населения Германии превышал 1500 рейхсмарок в год. Скопить нужную сумму за пару-тройку лет - вполне по силам. Так что автомобиль и правда оказался бюджетным. Даже по сравнению с тоже недорогим Опель Кадетом, который стоил 2100 рейхсмарок.

Эта фотография сделана в 1970 году, но за 25 лет «Жук» мало изменился
Эта фотография сделана в 1970 году, но за 25 лет «Жук» мало изменился

Контракт был подписан в 1934 году, началось строительство завода. Параллельно разрабатывался дизайн будущего автомобиля. Любопытно, что завод строился руками заключенных и жителей гетто. А в наши дни он ассоциируется с хиппи - адептами движения за мир и любовь.

Но из-за начала войны сроки запуска автомобиля сдвинулись. Завод попал в зону оккупации Великобритании. И уже англичане контролировали производство и сбыт первых «Жуков» .

«Жук» - интересный, но не главный вклад Порше в развитие нацистской промышленности. Порше конструировал и выпускал знаменитые самоходки «Фердинанд», тяжелый танк Panzerkampfwagen VIII Maus. Порше делал и прототип знаменитого Тигра, но его проект был отклонен.

Внедорожник немцев времен Второй мировой Volkswagen Typ 82
Внедорожник немцев времен Второй мировой Volkswagen Typ 82

Кроме Порше, конечно, можно вспомнить и другие автомобильные бренды, которые у всех на слуху - BMW, Mercedes. Но с ними неудивительно - они хотя бы немцы. А вот то, что американцы во всю сотрудничали с фашистской Германией, это звучит неожиданно.

Фонд Рокфеллера и Институт Карнеги финансировали программы евгеники. То есть помогал немцам вести исследования в вопросах «главной расы». Но была и еще одна история активного сотрудничества. На этот раз, не только финансового.

IBM: как использовать вычислительные алгоритмы на благо нацизма

IBM придумала дискеты, банкоматы и...вычислительные машины для учёта узников концлагерей.

В фашистской Германии IBM создала дочернее предприятие Dehomag. Она выпускала машины, которые использовались для каталогизации евреев, чтобы за ними было легче следить и оперативно собрать в одном месте. В частности, перфокарты IBM использовались при отправке евреев в Освенцим.

Именно машины IBM раздавали заключенным номера в соответствие с их характеристиками. Например, евреям присваивали восьмую категорию.

Но, самое страшное, в машине был заложен алгоритм вычисления скрытых евреев среди населения. Людям выдавались анкеты, они отвечали на вопросы о биографии, профессии и т д. И алгоритм находил всех «подозрительных» - кто мог быть евреем в каком-то поколении, но даже сам этого не знал.

Также, в ходе переписи, фашисты записали и оценили все имущество евреев. Для дальнейшей конфискации. Никакими обычными бумажными документами этот вопрос было не решить.

Таким образом, именно IBM помогла собрать в единый архив всех европейских евреев. А что потом сделали фашисты по всем участникам этого архива, всем вам прекрасно известно.