Найти в Дзене
ОРАНЖЕВЫЕ ТЕКСТЫ

Русский капитализм в рассказе Чехова

А.П. Чехов. "Случай из практики". Дилетантский разбор. «Профессор получил телеграмму из фабрики Ляликовых: его просили поскорее приехать. Была больна дочь какой-то госпожи Ляликовой, по-видимому владелицы фабрики, и больше ничего нельзя было понять из этой длинной, бестолково составленной телеграммы.» В первых же строках содержится намек на мораль рассказа – длинная, бестолково составленная телеграмма – и это метафора фабрики - огромной, бестолковой, затратной, с никаким КПД. «И профессор сам не поехал, а вместо себя послал своего ординатора Ковалева.» Бестолковая телеграмма не дает желаемого Ляликовыми результата – и к ним едет не профессор, а ординатор Королев – истинный король этой истории. «За Королевым выслали тройку; кучер был в шляпе с павлиньим пером...» - новая фабрикантская несуразность, избыточность, ненужность. Да еще и с жалкой провинциальной претензией на вкус и оригинальность. Ничего, ничего, скоро фабриканты огребут от автора по полной. Дальше мы видим фабричных рабочи

А.П. Чехов. "Случай из практики". Дилетантский разбор.

«Профессор получил телеграмму из фабрики Ляликовых: его просили поскорее приехать. Была больна дочь какой-то госпожи Ляликовой, по-видимому владелицы фабрики, и больше ничего нельзя было понять из этой длинной, бестолково составленной телеграммы.»

В первых же строках содержится намек на мораль рассказа – длинная, бестолково составленная телеграмма – и это метафора фабрики - огромной, бестолковой, затратной, с никаким КПД.

«И профессор сам не поехал, а вместо себя послал своего ординатора Ковалева.»

Бестолковая телеграмма не дает желаемого Ляликовыми результата – и к ним едет не профессор, а ординатор Королев – истинный король этой истории.

«За Королевым выслали тройку; кучер был в шляпе с павлиньим пером...» -

новая фабрикантская несуразность, избыточность, ненужность. Да еще и с жалкой провинциальной претензией на вкус и оригинальность. Ничего, ничего, скоро фабриканты огребут от автора по полной.

Дальше мы видим фабричных рабочих:

«От фабрики к станции толпами шли рабочие и кланялись лошадям, на которых ехал Королев.»

Забитые, несчастные рабочие – почти рабы – совсем себя не ценят и даже лошадям хозяйским готовы кланяться.

Правда, Королева это (пока) не смущает:

«...его пленял вечер, и усадьбы, и дачи по сторонам, и березы, и это тихое нестроение кругом, когда, казалось, вместе с рабочими теперь, накануне праздника, собирались отдыхать и поле, и лес, и солнце – отдыхать, и быть может, молиться.»

Тут же правда происходит маленький экскурс в прошлое Королева, из которого мы узнаем, что он думает о фабриках:

«...снаружи все тихо и смирно, а внутри, должно быть (подчеркнуто мною (К.Д.)), непроходимое невежество и тупой эгоизм хозяев, скучный, нездоровый труд рабочих, дрязги, водка, насекомые.»

За фабричными воротами мнение Королева подтверждается – на всем серый налет, кучер не держит лошадей, только «Берегись!» кричит. Мы видим пять фабричных корпусов, товарные склады, бараки, в которых живут рабочие; «там и сям, как оазисы в пустыне» дома с красными или зелеными крышами и жалкими садиками, в которых живет администрация. Да и сам хозяйский дом непригляден:

«...коляска остановилась у дома, выкрашенного заново (подчеркнуто мною (К.Д.)), в серый цвет; тут был палисадник с сиренью, покрытой пылью, и на желтом крыльце сильно пахло краской.»

Продолжение следует.

Если Вам понравилось, вы можете оценить текст или даже подписаться на канал, чтобы прочитать больше ОРАНЖЕВЫХ ТЕКСТОВ.