Найти в Дзене
⭐ ТопКафе

Фарфоровые шедевры из страны Советов

Оглавление

Практически в каждой семье ещё можно отыскать образцы фарфоровой посуды советских времён. Всем знакомы простенькие тарелки, чайные сервизы в горошек или с незамысловатыми цветочными узорами. Поставленное на поток производство посуды стремилось покрыть потребительский дефицит. Но и среди этого скудного «разнообразия» можно отыскать настоящие шедевры. На старых фарфоровых заводах, таких как Ленинградский или Ломоносовский ФЗ, трудились потрясающие мастера — скульпторы и художники. Их творчество до сих пор пользуется огромной популярностью среди антикваров.

-2

Самыми ценными, и в то же время прекрасными экземплярами являются произведения времён становления СССР — с 1919 по 1925 гг. Также интересны работы периода 30-х и послевоенных годов. Интересно, что к середине столетия интерес народа к фарфоровому агитпропу постепенно угасал. На его место приходили жанровые и цветочные узоры, которые в быту украшали интерьер.

-3

Особой популярностью стали пользоваться скульптурные композиции из качественного фарфора. Изготавливались фигурки людей и животных в небольших партиях, так и для ширпотреба. Рассматривать их интересно и увлекательно, так как это наша история и целая эпоха, отображённая в фарфоре.

-4

Идеологический фарфор

Блюдо «Путь к социализму»
Блюдо «Путь к социализму»

Когда Россия в 1917 году подверглась полной революционной перезагрузке, большинство предприятий было национализировано. Оставшиеся заготовки тарелок и других видов посуды на заводах было решено украсить агитационными рисунками, которые способствовали росту популярности советской власти.

Блюдо к 5-летию Октябрьской революции
Блюдо к 5-летию Октябрьской революции

Через эти рисунки-лозунги массам старались донести главные месседжи того времени: «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Вся власть народу!», «Кто не работает, тот не ест» и т.п. Также этот фарфор отправляли на экспорт в Европу. Первый выпуск агитационного фарфора организовал талантливый художник С.В. Чехонин. Его неповторимый стиль и уникальный шрифт узнаваем до сих пор.

Тарелка «Красный гений»
Тарелка «Красный гений»

Особой популярностью в те годы пользовались предметы с портретами вождей революции и героев Гражданской войны. Вместе с Чехониным над фарфором работали Малевич, Кандинский, Адамович, Кустодиев, Альтман и другие выдающиеся художники.

-8

Читайте также: Самые красивые автобусы в СССР.

-9

Агитфарфор Чехонина Сергея Васильевича

Иллюстрация 1. Царству рабочих и крестьян не будет конца. Блюдо, (1920)
Иллюстрация 1. Царству рабочих и крестьян не будет конца. Блюдо, (1920)

Работы этого графика уникальны. В Советском Союзе он проработал с 1919 по 1928 год. Затем последовала вынужденная эмиграция.

Иллюстрация 2. Раньше узреть зарю с высоких вершин... (1920-е годы)
Иллюстрация 2. Раньше узреть зарю с высоких вершин... (1920-е годы)

В этот период он создал настоящие шедевры агитационного фарфора, который продавался даже в самых далёких селениях огромной страны.

Иллюстрация 3. Царству рабочих и крестьян не будет конца. Тарелка (1920)
Иллюстрация 3. Царству рабочих и крестьян не будет конца. Тарелка (1920)

После эмиграции его индивидуальный и фантастический стиль копировался и тиражировался без указания авторства рисунков. Имя художника было вычеркнуто из списка выдающихся художников на долгие годы. Сейчас работы мастера хранятся в лучших музеях России.

Иллюстрация 4. «Пролетарии всех стран...» (1920-е годы)
Иллюстрация 4. «Пролетарии всех стран...» (1920-е годы)

-14

Дизайн формы от Казимира Малевича

Иллюстрация 5. Супрематический сервиз К. Малевича
Иллюстрация 5. Супрематический сервиз К. Малевича

Течение авангардизма и супрематизма не обошло и производство фарфора. Казимир Малевич внёс огромный вклад в создание нового революционного дизайна посуды. Образцом уникальности является сервиз, созданный в виде простых геометрических форм.

Иллюстрация 6. Сервиз Суетина (1920-е годы)
Иллюстрация 6. Сервиз Суетина (1920-е годы)

Ученики Малевича Суетин и Чашкин трудились вместе с ним над росписью посуды. Идеи супрематизма прекрасно смотрелись на фарфоре, талантливые художники создавали рисунки, которые и сейчас пользуются огромным успехом у коллекционеров и рядовых покупателей. ЛФЗ производит образцы этих мастеров до сих пор. Роспись Суетина лаконична, и в то же время изысканно красива.

Рис. 7 Сервиз Суетина  (1920-е годы)
Рис. 7 Сервиз Суетина (1920-е годы)

Читайте также: 10 знаменитых картин Казимира Малевича.

-18

Фарфоровая геометрия Василия Кандинского

Иллюстрация 8.
Иллюстрация 8.

Посуда, расписанная по эскизам Кандинского, отличается изысканным лаконизмом. На белоснежном поле фарфоровых изделий отображаются разноцветные полосы, круги, прямоугольники и другие геометрические фигуры. Они словно являются продолжением фантастических полотен художника.

Иллюстрация 9.
Иллюстрация 9.

Ностальгия: Вспоминаем игровые автоматы времен СССР. Много Фото

-21

Фарфоровая скульптура 30-х годов

Иллюстрация 10. «Анна Ахматова» — Данько Е.Я. (1924 г.)
Иллюстрация 10. «Анна Ахматова» — Данько Е.Я. (1924 г.)

После Гражданской войны, особенно в период НЭПа, огромной популярностью стала пользоваться декоративная фарфоровая скульптура. В каждой республике работали фарфоровые заводы, которые отличались своими методами и художественной направленностью. В это время художники стремились отобразить национальное разнообразие республик и величие трудового класса.

Иллюстрация 11.  «Папанин с псом по кличке «Весёлый» — Данько Н. Я.  (1930)
Иллюстрация 11. «Папанин с псом по кличке «Весёлый» — Данько Н. Я. (1930)

В мир уходили настоящие серии, изображающие все народности, населяющие страну. Фигурки работниц, красноармейцев, рабочих, героев-полярников, деятелей искусства можно было встретить в каждом доме. И это были не просто рядовые скульптуры. Над ними работали настоящие мастера. Знаменитые скульпторы этого периода: сёстры Данько Наталья и Елена Яковлевны.

Иллюстрация 12.  «Ликбез по радио» Н.Я. Данько (1932 г. )
Иллюстрация 12. «Ликбез по радио» Н.Я. Данько (1932 г. )

-25

Свет прожекторов блокадного Ленинграда

Рис. 13 Сервиз «Кобальтовая сетка»
Рис. 13 Сервиз «Кобальтовая сетка»

Во время войны ЛФЗ продолжал свою работу, и в 1944 году художница Яцкевич Анна изобрела узор, который стал символом блокадного Ленинграда. Знаменитая кобальтовая сетка — образ света прожекторов и заклеенных крест-накрест окон. Сейчас этот узор является символом всего российского фарфора.

-27

Шедевры послевоенного периода

Иллюстрация 14. «Лиса» (1961)
Иллюстрация 14. «Лиса» (1961)

Одним из самых знаменитых скульпторов 50-х считается художник-кукольник Лев Сморгон. Его работы известны во всём мире. Сплетницы, Лиса — настоящие символы советской фарфоровой скульптуры. Из-под его рук выходили шедевры, которые изображали обыденную жизнь советских людей.

Иллюстрация 15. «Мороженое»  (конец 1950-х)
Иллюстрация 15. «Мороженое» (конец 1950-х)

Художники и скульпторы Дулёвского завода Н.Малышева, П.Кожин, М.Шепелева, А.Бржезицкая являлись авторами потрясающих бытовых сценок и различных персонажей.

Иллюстрация 16. «Маникюр» — Н. Малышева (1958)
Иллюстрация 16. «Маникюр» — Н. Малышева (1958)

Иллюстрация 17. «Гуси-лебеди» П.Кожин, М.Шепелева (1953)
Иллюстрация 17. «Гуси-лебеди» П.Кожин, М.Шепелева (1953)

Советский фарфор — это не просто обыденная посуда. Его уникальные образцы свидетельствуют об огромном таланте художников и скульпторов, которые трудились на благо Родины. Это настоящая эпоха, по которой можно изучать историю страны и её меняющиеся вкусы.

Иллюстрация 18. «Принцесса на горошине» туалетный набор — А. Брезжицкая (1955)
Иллюстрация 18. «Принцесса на горошине» туалетный набор — А. Брезжицкая (1955)

Редакция TopCafe просит вас в комментариях высказать своё мнение о советском фарфоре. Если у вас есть старые фарфоровые предметы, фотографируйте их и прикрепляйте фото в комментарии к этой статье.

Автор статьи: Марина Резнина.