Найти тему
Исторический музей

Красиво есть не запретишь

Оглавление

Немного о культуре еды: посуде, первой мебели для её хранения и настольных украшениях.

В эпоху Возрождения даже княжеский стол выглядел скромно: скатерти были редким украшением, тарелки не всегда были одинаковыми и тем более не всегда стояли в определённом порядке. Ложки использовали только, чтобы разложить еду, а вот есть уже приходилось руками. Хлеб клали прямо на столешницу без всякого блюда или тарелки.

Только в конце XV - начала XVI вв. произошли изменения в понимании этикета. Стремление к новым знаниям, увлечение торговлей и путешествиями, открытие новых континентов стали катализаторами светской жизни и ослабили влияние церкви. Именно в это время постепенно возникает культура сервировки и украшения стола.

Демонстрационный комплект серебряных столовых приборов из пятидесяти различных предметов декорирован в стиле неоклассицизма. Россия. 1912–1916 гг. ГИМ
Демонстрационный комплект серебряных столовых приборов из пятидесяти различных предметов декорирован в стиле неоклассицизма. Россия. 1912–1916 гг. ГИМ

Разбогатевшие банкиры, торговцы и предприниматели захотели продемонстрировать своё благосостояние, ведь до недавних пор всё богатство было сосредоточено в руках людей знатного происхождения.

Одним из способов показать свой достаток стало собирание дорогой посуды. А хранили её в специальных шкафах - сервантах, которые позволяли драгоценную коллекцию посуды представить гостям во всей красе. Серванты стали одним из характерных предметов мебели эпохи Ренессанса. Они состояли из полок несколько вертикальных рядов и служили для показа ценных сосудов из драгоценных металлов. Чем больше было уровней в серванте, тем выше был социальный статус его владельца. Причём непосредственно для хранения сосудов служили только нижние полки, а вот верхние использовали исключительно как витрины.

Комод. Западная Европа. XVIII в. ГИМ
Комод. Западная Европа. XVIII в. ГИМ

Около 1600 года появился комод, а ещё чуть позднее - буфет, служивший уже для хранения блюд. За дверцами и в ящиках буфета нашли своё сегодняшнее место посуда и столовые приборы.

Буфет (по рис. В.М. Васнецова). Россия. Начало ХХ в. ГИМ
Буфет (по рис. В.М. Васнецова). Россия. Начало ХХ в. ГИМ

Но не во всяком доме была посуда из драгоценных металлов. В менее состоятельных семьях посуда изготавливалась из «серебра для бюргеров» - олова. С усовершенствованием обработки олова появились декоративные сосуды, которые можно было сравнить с вещами золотого и серебряного кузнечного мастерства и без стеснения выставить в своём серванте.

В поваренных книгах XVI-XVII вв. содержатся не только рецепты всевозможных блюд, но и описания того, как проходили празднества при княжеских и императорских дворах.

По описаниям из этих книг можно увидеть, как сильно поменялась культура еды эпохи Ренессанса от Средних веков: гораздо важнее стало не съесть еду, а подать на стол что-то необычное и изысканное, при этом обязательно должна присутствовать и эффектная подача блюд, а от присутствующих за столом стали требоваться уточнённые манеры - или как бы мы сейчас это назвали правила этикета за столом.

Праздничные декорации для стола начинают появляться с XIV века. Столы украшались золотыми и серебряными сосудами и блюдами, дичь и птица запекались и подавались неразделанными, сохраняя свой реальный вид. Иногда на стол в качестве декорации усаживали и настоящих птиц и животных. С конца XVI века столовым украшением стали искусственные материалы - глазурь, сахарное тесто, марципан. Из них создавали аллегорические композиции, например: античных богов и богинь, княжеские гербы, четыре времени года или четыре стихии.

В это же время в Италии и Франции начинает активно развиваться воссоздание натуроподобных форм в керамике. Итальянские блюда и тарелки, которые, как и французские обманки имитировали фрукты или цветы, не имели никакой практической значимости.

Завод Гарднера. Тарелка с огурцами. Россия. 1780-90-е гг. ГИМ
Завод Гарднера. Тарелка с огурцами. Россия. 1780-90-е гг. ГИМ

Особое распространение получили фантазийные керамики Бернара Палисси и его последователей. Около 1556 года мастер создал первые натурные слепки, которые он назвал «сельскими глинами».

Реалистичная роспись этих глин эмалевой краской - работа иллюзиониста, которая воплощает в себе крайнюю форму натурализма. В эпоху маньеризма видели особый шарм в максимальной реалистичности природных объектов, воссозданных в искусственном материале.

Бернар Палисси (или его мастерская). Блюдо "Сельская глина". Франция. Вторая половина XVI в. Государственный Эрмитаж. Источник: https://www.hermitagemuseum.org/
Бернар Палисси (или его мастерская). Блюдо "Сельская глина". Франция. Вторая половина XVI в. Государственный Эрмитаж. Источник: https://www.hermitagemuseum.org/

В эпоху барокко, когда игра со зрителем стала одной из задач всякого искусства, натуралистичные керамические украшения превратились в "обманки". Оптические иллюзии стали неотъемлемой частью живописи, архитектуры, придворной жизни и столового убранства.

Столы XVII века украшались фруктами, овощами, животными. Но не настоящими, а очень похожими на настоящих. Но их предназначение несколько изменилось. С помощью обманок теперь не только украшали стол, а скорее пытались одурачить зрителя, чтобы тот запутался, где реальное и съедобное, а где искусственное и неживое. Это часто становилось поводом для шуток.

В Петергофе в Нижнем гроте Большого каскада был установлен стол, сервированный красивой посудой и вазами с фруктами, очень аппетитными, но ненастоящими. Когда гость пытался взять фрукт, из тонких трубочек, расположенных по краю стола, начинала струёй биться вода, обливая всех собравшихся.

С XVIII столетия России - времени расцвета придворных балов, празднеств и ассамблей - в моду вошли обманки, как неотъемлемая часть развлечений и убранства стола. Чаще всего они имели определённое функциональное предназначение, но их внешний вид всё-таки приводили в замешательство сидящих за столом.

Другим любопытным элементом декорации стола стали сервизы, частью которых были украшения в виде аллегорических фигур. Один из таких наборов находится на экспозиции Исторического музея.

Настольное украшение десертного сервиза императрицы Екатерины II. Королевская фарфоровая мануфактура, Берлин. 1770-1772 гг. ГИМ
Настольное украшение десертного сервиза императрицы Екатерины II. Королевская фарфоровая мануфактура, Берлин. 1770-1772 гг. ГИМ

Это целая программная композиция рассказывает о триумфе великой русской императрицы. В центре под балдахином восседает Екатерина, а вокруг неё собрались божества римской мифологии. Ближе всех к трону стоят Юстиция (Закон) и Темизия (Правосудие). Справа Геркулес, символизирующий мудрость, слева Беллона, богиня войны, посередине богиня славы, Фама, она увенчивает лаврами российский герб. Композицию окружают военные трофеи с закованными в цепи пленными; они символизируют победу России в войне с Турцией. Вокруг трона расположились представители разных народов и сословий. Все они протягивают руки к императрице, как бы с восторгом обращаясь к ней и воспевая её достоинства. Все счастливы и благодарны Екатерине – это главное, что должны были усвоить собравшиеся за столом гости.

А еда – приятное дополнение.

Еда
6,93 млн интересуются