Немного о культуре еды: посуде, первой мебели для её хранения и настольных украшениях.
В эпоху Возрождения даже княжеский стол выглядел скромно: скатерти были редким украшением, тарелки не всегда были одинаковыми и тем более не всегда стояли в определённом порядке. Ложки использовали только, чтобы разложить еду, а вот есть уже приходилось руками. Хлеб клали прямо на столешницу без всякого блюда или тарелки.
Только в конце XV - начала XVI вв. произошли изменения в понимании этикета. Стремление к новым знаниям, увлечение торговлей и путешествиями, открытие новых континентов стали катализаторами светской жизни и ослабили влияние церкви. Именно в это время постепенно возникает культура сервировки и украшения стола.
Разбогатевшие банкиры, торговцы и предприниматели захотели продемонстрировать своё благосостояние, ведь до недавних пор всё богатство было сосредоточено в руках людей знатного происхождения.
Одним из способов показать свой достаток стало собирание дорогой посуды. А хранили её в специальных шкафах - сервантах, которые позволяли драгоценную коллекцию посуды представить гостям во всей красе. Серванты стали одним из характерных предметов мебели эпохи Ренессанса. Они состояли из полок несколько вертикальных рядов и служили для показа ценных сосудов из драгоценных металлов. Чем больше было уровней в серванте, тем выше был социальный статус его владельца. Причём непосредственно для хранения сосудов служили только нижние полки, а вот верхние использовали исключительно как витрины.
Около 1600 года появился комод, а ещё чуть позднее - буфет, служивший уже для хранения блюд. За дверцами и в ящиках буфета нашли своё сегодняшнее место посуда и столовые приборы.
Но не во всяком доме была посуда из драгоценных металлов. В менее состоятельных семьях посуда изготавливалась из «серебра для бюргеров» - олова. С усовершенствованием обработки олова появились декоративные сосуды, которые можно было сравнить с вещами золотого и серебряного кузнечного мастерства и без стеснения выставить в своём серванте.
В поваренных книгах XVI-XVII вв. содержатся не только рецепты всевозможных блюд, но и описания того, как проходили празднества при княжеских и императорских дворах.
По описаниям из этих книг можно увидеть, как сильно поменялась культура еды эпохи Ренессанса от Средних веков: гораздо важнее стало не съесть еду, а подать на стол что-то необычное и изысканное, при этом обязательно должна присутствовать и эффектная подача блюд, а от присутствующих за столом стали требоваться уточнённые манеры - или как бы мы сейчас это назвали правила этикета за столом.
Праздничные декорации для стола начинают появляться с XIV века. Столы украшались золотыми и серебряными сосудами и блюдами, дичь и птица запекались и подавались неразделанными, сохраняя свой реальный вид. Иногда на стол в качестве декорации усаживали и настоящих птиц и животных. С конца XVI века столовым украшением стали искусственные материалы - глазурь, сахарное тесто, марципан. Из них создавали аллегорические композиции, например: античных богов и богинь, княжеские гербы, четыре времени года или четыре стихии.
В это же время в Италии и Франции начинает активно развиваться воссоздание натуроподобных форм в керамике. Итальянские блюда и тарелки, которые, как и французские обманки имитировали фрукты или цветы, не имели никакой практической значимости.
Особое распространение получили фантазийные керамики Бернара Палисси и его последователей. Около 1556 года мастер создал первые натурные слепки, которые он назвал «сельскими глинами».
Реалистичная роспись этих глин эмалевой краской - работа иллюзиониста, которая воплощает в себе крайнюю форму натурализма. В эпоху маньеризма видели особый шарм в максимальной реалистичности природных объектов, воссозданных в искусственном материале.
В эпоху барокко, когда игра со зрителем стала одной из задач всякого искусства, натуралистичные керамические украшения превратились в "обманки". Оптические иллюзии стали неотъемлемой частью живописи, архитектуры, придворной жизни и столового убранства.
Столы XVII века украшались фруктами, овощами, животными. Но не настоящими, а очень похожими на настоящих. Но их предназначение несколько изменилось. С помощью обманок теперь не только украшали стол, а скорее пытались одурачить зрителя, чтобы тот запутался, где реальное и съедобное, а где искусственное и неживое. Это часто становилось поводом для шуток.
В Петергофе в Нижнем гроте Большого каскада был установлен стол, сервированный красивой посудой и вазами с фруктами, очень аппетитными, но ненастоящими. Когда гость пытался взять фрукт, из тонких трубочек, расположенных по краю стола, начинала струёй биться вода, обливая всех собравшихся.
С XVIII столетия России - времени расцвета придворных балов, празднеств и ассамблей - в моду вошли обманки, как неотъемлемая часть развлечений и убранства стола. Чаще всего они имели определённое функциональное предназначение, но их внешний вид всё-таки приводили в замешательство сидящих за столом.
Другим любопытным элементом декорации стола стали сервизы, частью которых были украшения в виде аллегорических фигур. Один из таких наборов находится на экспозиции Исторического музея.
Это целая программная композиция рассказывает о триумфе великой русской императрицы. В центре под балдахином восседает Екатерина, а вокруг неё собрались божества римской мифологии. Ближе всех к трону стоят Юстиция (Закон) и Темизия (Правосудие). Справа Геркулес, символизирующий мудрость, слева Беллона, богиня войны, посередине богиня славы, Фама, она увенчивает лаврами российский герб. Композицию окружают военные трофеи с закованными в цепи пленными; они символизируют победу России в войне с Турцией. Вокруг трона расположились представители разных народов и сословий. Все они протягивают руки к императрице, как бы с восторгом обращаясь к ней и воспевая её достоинства. Все счастливы и благодарны Екатерине – это главное, что должны были усвоить собравшиеся за столом гости.
А еда – приятное дополнение.