Да, были такие уроки. Проводились они у нас с 1 по 8 класс, и на мой взгляд, это было очень странное время, проводимое в школе.
Начну с того, что никто никогда точно не знал, как называется та дисциплина, которую нам пытался преподавать баянист. В дневниках мы писали то «пение», то «музыка». Так же называли этот предмет и учителя. Потому мы и не могли понять чему же нас там учат.
С самого первого класса на уроках «Пения» мы пытались петь то, что от нас требовала школьная программа. Хотя по радио и из телевизора мы слышали совсем другие песни, и разумеется, нам нравились они, а не то, что нас заставляли петь на уроке.
Чаще всего это были либо откровенно детские песни уровня «детский сад», либо патриотика. Детские мы петь не хотели по причине не соответствия возрасту, а патриотику не хотели, потому что «надо». В результате все слова прямо на ходу переделывались, чтобы было смешно.
Например, вместо:
Лес дремучий снегами покрыт,
На посту пограничник стоит.
Ночь темна, и кругом тишина.
Спит советская наша страна.
Мы пели так:
Лес дремучий сметаной покрыт.
На посту чёрт с дубиной стоит.
Ночь темна и кругом тишина.
Спит советская Баба-Яга.
Нам, первоклассникам, это казалось до чёртиков смешно. Так что первый опыт циничного отношения к жизни мы получали на уроках «Пения» ещё тогда.
Ещё один немаловажный аспект. Хорошо, я был из культурной семьи, где почти с рождения получил необходимое воспитание. Но другие мальчишки выращивались в духе рабоче-крестьянской правды. Для них эти уроки становились ещё и унижением. Ведь серьёзный мужик должен не скакать артистом, а либо работать на заводе, либо служить в армии. Потому очень часто доходило до открытой неприязни к этому предмету со стороны некоторых учеников. Получить двойку по «Пению» считалось чуть ли не почётно. Ведь будущий воин и рабочий не должен иметь ничего общего с бездельниками-артистами. Кстати, слово «артист» часто в той среде употреблялось в качестве унизительного.
Сейчас думаю о том, что действительно ничему полезному на этих уроках никто не научился. Вокал, на более высоком уровне, чем в школе, мне преподавали профессионалы в театральной студии, которую я посещал с 4 класса. На школьных уроках я просто терял время.
Сейчас, с высоты прожитых лет, я думаю было бы правильнее называть его «Основы музыкальной культуры», и тогда бы всё встало на место. Рассказывать ученикам историю музыки. О жизни композиторов, о различных музыкальных стилях, о музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальной традицией разных народов мира… Но это сложно. Это требует образования. Проще взять баяниста после музыкального училища и петь казённые и заведомо нелюбимые песни.
Возможно это лишь одна из негативных сторон образовательной системы в СССР. Да, она была не такой уж и плохой. Но не идеальной. И уроки «Пения» — один из главных её недочётов.