Наверное, только сейчас, когда вернулись дети, я почувствовала, что основной эмоцией за все шесть недель было терпение.
⠀
И снова именно они меня научили.
⠀
Казалось, что я все об этом знаю. Как не спать ночами, как с температурой ухаживать за больными. Как принимать их любые эмоции и все равно быть для них поддержкой.
⠀
Но нет.
⠀
Есть ещё один уровень материнского терпения — тот, с которым я невероятно боялась встретиться — это предоставить детям возможность жить своей жизнью вдали от меня.
⠀
Знаете, дети всегда опережают события. Ты никогда не готов к тому, что так рано с тобой случится их первая драка, первое «Мама, я тебя не люблю», «отстань, это моя жизнь». Вот и эта их жизнь без меня должна была случиться позже, не сейчас.
⠀
Но снова я не готова.
⠀
И началась новая история моего терпения. Какой-то новый его уровень. Главной в этом терпении была борьба с тревогой, невозможностью проконтролировать, быстро помочь, подсказать, обнять, развести руками тучи.
⠀
А я почти физически чувствовала, что от моего терпения и спокойствия сейчас как, возможно, никогда раньше зависит их благополучие. Это почти мистическое чувство, как в той песне, обращённой, правда не к матери, а к женщине «и поэтому знаю со мной ничего не случиться».
⠀
Мне кажется, женщине с рождением ребёнка даётся почти неограниченная сила в поддержке своего ребёнка. Иначе бы слова о молитве матери ничего не значили. Они, да мы все уходим от родителей вроде бы в свою жизнь. Но почему-то нам важно бывает в какой-то момент хотя бы услышать в телефонной трубке о том, что мы в порядке, что с нами ничего не случиться и мы со всем справимся.
⠀
А тревога ослабляет это. Раз Мама волнуется, значит, у неё есть основания. Значит, я ещё не дорос, не смогу, не справлюсь.
⠀
И сегодня много, много разговоров, смеха, радости. Рассказов о том, что смогли, справились, поддерживали себя и друг друга... и теперь только обнимашки — с Димкой почти постоянно, с Давидом время от времени. И с Данькой. И его одна фраза «как мне этого не хватало!»
⠀
Поддержка — из воспитания детей я не знаю больше ничего другого. Долго думала о том, что же это такое. Принятие, умение разделить любые чувства - все это оно, но главное, это какое-то мало поддающееся описанию чувство силы, которое я могу передать своему ребёнку. Только я и больше никто. Какой-то неисчерпаемый и не вполне мне принадлежащий источник энергии, который проходит через меня, через любого родителя. И если можно было бы выразить его словами, то наверное это были бы довольно странные слова: «Ты есть».
⠀
Ты есть со своими чувствами трудностями и переживаниями. Ты есть со своей историей, судьбой и жизнью. Ты есть во всем этом многообразии явлений в этом мире. Ты есть, а значит, ты в порядке. Ты есть, а значит ты внутри этой вечной, безграничной, неослабевающей силы под названием любовь. А она все преображает, всему радуется и никогда не перестаёт.