Найти тему
Ярославна Глебова

Школа, в которой не учат!

Часть1: #жить_ошибаться_творить

Когда я начала быть психологом и набрала некоторое количество практики с клиентами, я вдруг осознала, что в нашей школе есть запрет – «Нельзя учиться!» И это сильно отражается на взрослой жизни и карьере.

Что такое учиться, научиться? Это пройти путь из состояния «не знаю/не понимаю/не умею» в состояние «знаю/понимаю/умею». А путь этот может быть весьма долгим и сложным. В нашей школе признают только очень быстрый путь. Раз и готово! Ты уже знаешь на пять, ну или хотя бы на четыре. Но нельзя не знать! Если ты не знаешь, то – это двойка! Да ладно бы просто двойка, но к этой двойке тут же приплюсовывается невыносимая оценка личности: тупица, будешь дворником/неудачником, в лучшем случае будешь поезда водить, а может, и тюрьма! Ты вроде просто не знаешь, а тебе уже всю жизнь предсказали. И человек забирает это во взрослую жизнь: «Стыдно не знать, надо сразу знать/разбираться/понимать». Это ярко видно на примере молодых руководителей, вчера он был специалистом, сегодня стал руководителем, и он уже должен всё знать/понимать и даже иметь опыт. А иначе, чего он им стал? Этим руководителем? На самом деле, уши торчат везде! На каком бы уровне ни был человек, сегодня он что-то не знает, что завтра ему надо бы знать.

Казалось бы, мне повезло, я практически была отличницей и даже очень одарённой: в математике, физике, химии, истории, английском и т. д. Мои успехи по всем предметам принуждали закрывать глаза на мою тотальную безграмотность! Мне точно повезло, я очень быстро схватывала по многим предметам, и путь от незнания в знания был весьма стремительный, как и нужно в нашей школе. Но мне НЕ повезло! Эти успехи не дали мне возможность научиться учиться там, где быстро не схватывалось. В моём случае это было: рисование и русский язык. Было, как минимум, два шанса научить меня проходить этот сложнейший путь от полного незнания к знанию и умению. Но нет. Я хотела рисовать, но не получалось быстро, а значит я не талант… и это надо бросить. С огромным удивлением во взрослом возрасте узнала, что многие хорошо рисующие взрослые в детстве нарисовали тысячи «кривых кружочков». При первых кривых рисунках моя мама сказала, что это не моё! Действительно…

С русским вышло хуже. На ещё достаточно маленького человека обрушилась огромная государственная система – школа! Совсем уничтожить меня не могли, см. успехи в других предметах. Но стыда было много! Чёрная, тяжёлая, вязкая смесь стыда, ужаса и страха закрывала мне любую надежду поправить грамотность.
Надо было видеть мои сочинения, диктанты в школе. Красного было много больше, чем синего. Такое количество ошибок надо ещё умудриться сделать.
Я в очередной раз занимаюсь с репетитором по русскому языку и вдруг вспомнила! Регулярно я сидела около учителя, и она поправляла мне ошибки и объясняла, почему это ошибка. Но я ничего не видела и не понимала, у меня висела огромная пелена на глазах, в ушах были отличные беруши, сотканные из стыда и ужаса. И единственное желание - поскорее свалить из этого ада. Я запомнила исправление только раз — это, когда я написала слово «что» в виде «ч, то». Тут даже я удивилась, что я отделила букву «ч», укрепив это запятой.

В чём же разница сейчас? Что же нужно человеку, чтоб научиться? Благодаря своему терапевту, я научилась давать пространство себе ошибающийся. Мой репетитор, сознательно или бессознательно, тоже даёт огромное пространство: «Ошибись и поправлю, накопишь опыт и научишься». С ней не страшно ошибаться, а местами даже приятно.

Чтобы научиться чему-то сложному и новому, важно давать пространство ошибкам, встречаться и выдерживать чувства, когда ты ошибающийся.

Наверное, я ещё продолжу эту тему. И дойду до по-настоящему живых кривых линий в рисунках моего сына!