Многие естественные монополии, к которым относятся промышленные и инфраструктурные компании федерального и регионального значения, в условиях кризиса и снижения денежных потоков начинают сокращать инвестиционные программы. Это приводит к сдвигу запуска необходимых для развития проектов, вызывает спад в смежных отраслях и ухудшает экономическую ситуацию в целом.
В каких секторах экономики задумались о сокращении инвестпрограмм? Какие способы сохранения последних существуют? Может ли в этом помочь проектное финансирование?
- На середину мая известно о планах сократить инвестиционные программы почти десятка компаний из промышленного и инфраструктурного секторов. Планы их развитию могут пересмотреть в среднем на 20 %: с утвержденных 3,9 трлн руб. до 3,1 трлн руб.
- Большая часть компаний, сокращающих инвестпрограммы, относится к нефтегазовой и химической промышленности, лишь две представляют инфраструктуру. При дальнейшем ухудшении экономических условий, представительство последней может расшириться: за счет компаний коммунальной и транспортной сферы.
- Общий объем возможного сокращения инвестпрограмм в 2020 году тогда достигнет 1,7 трлн руб., при этом около 400 млрд руб. придется на инфраструктурный сектор.
- Для сохранения инвестиционных программ компании могут прибегнуть к привычным инструментам: банковским кредитам и облигационным заимствованиям. Но подобный сценарий не подходит почти для половины крупных компаний, поскольку их долговая нагрузка и так высока.
- Таким компаниям придется обращаться к новым инструментам: например, выпуску вечных бондов (первыми в отечественном реальном секторе это планируют сделать РЖД), а также более активному привлечению в инвестпрограммы инструментов проектного финансирования. Либо компании будут вынуждены отказываться от новых проектов.
- Потенциал рынка проектного финансирования для «разгрузки» инвестиционных программ в 2020–2021 годах мы оцениваем в 1,2 трлн руб. Причем сам инструмент уже используется в промышленности и инфраструктуре. Например, в виде концессий. Их общий объем с участием транспортных и добывающих компаний в портовой и железнодорожной сфере составляет около 300 млрд руб.
Читайте полную pdf-версию обзора, а также другие аналитические материале на сайте infraone.ru.