Сейчас он был человеком на пике своих творческих способностей, и в 1504 году, вернувшись во Флоренцию, он закончил свою самую известную скульптуру, Давид. Давид, изображенный в момент, когда он решает сражаться с Голиафом, был символом флорентийской свободы. Говорят, что это шедевр линии и формы. Был создан комитет, в состав которого вошли Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, и принято решение о его размещении перед Палаццо Веккьо.
За время своего пребывания во Флоренции Микеланджело принял множество заказов, скульптур и картин, многие из которых остались незавершенными, когда в 1505 году его вызвали в Рим для работы над гробницей папы Юлия II. Планировалось, что она будет закончена в течение 5 лет, но он работал над ней (с частыми перерывами) более сорока лет, и, похоже, она так и не была закончена к его удовлетворению. К счастью, Микеланджело также завершил некоторые из своих лучших и наиболее известных работ за это время, в частности, фреску на потолке Сикстинской капеллы, которая заняла у него четыре года.
Эта грандиозная фреска содержит более трёхсот фигур на пятисот квадратных метрах потолка. Микеланджело понадобилось четыре года, лежа на спине, чтобы закончить это мастерское произведение, которое и сегодня является свидетельством самоотверженного и совершенного мастерства этого человека. Изображенные сцены взяты из Книги Бытия, самой известной из которых является "Сотворение Адама". Протянутые руки Бога и Адама - это культовый образ, пожалуй, самый известный и подражающий деталям любого произведения эпохи Возрождения. Микеланджело в этом произведении продемонстрировал свое глубокое понимание человеческой формы и того, как ее изображать в огромном количестве различных поз.
Сложные, извилистые фигуры и яркие цвета этой работы, а также скульптуры с их морщинистыми формами, сыграли огромную роль в рождении целого художественного движения. Манеризм, в значительной степени происходящий от работы Микеланджело, является сознательно стилизованной формой сложного искусства, в котором человеческое тело идеализировано. Оно может быть охарактеризовано зачастую сложным, а иногда остроумным, композиционным и неестественным использованием ярких красок. Без Микеланджело работы более поздних художников-манерников, таких как, например, Понтормо и Бронзино, не существовали бы. Рафаэль также находился под сильным влиянием Микеланджело, как и более поздние потолочные художники эпохи барокко, и многие другие с тех пор. Его влияние на искусство за последние столетия оценить невозможно. Его по праву считают гением и архетипичным человеком эпохи Возрождения.
Искусство Микеланджело имеет далеко идущее историческое влияние. Его мир генетически представляет собой двойную систему, постоянно расширяющуюся. Измеряя его внутреннее развитие от Пьеты через Давида до Страшного суда, мы рассматриваем путь опыта, в котором каждый этап обеспечивает основу для следующего, от скульптуры к живописи, от живописи к архитектуре, от архитектуры к искусству поэзии. Как мы можем не быть движимы этой волей, стремясь выразить новое с помощью традиционных средств? В то же время мы осознаем силу своего влияния. Сначала маньеризм, затем Иоганнес Вермеер, Рембрандт, Эжен Делакруа, Роден, Поллок и Де Кунинг нашли в нем модель, на которой они могли бы основывать свои собственные творения. Но "божественный" Микеланджело - это нечто большее. В западном мире он был первым - Пикассо последним - кто считал себя абсолютным и мифическим культурным опытом. Он сумел объединить свой высокий уровень технической компетентности и богатое художественное воображение, чтобы создать идеальное сочетание эстетической гармонии и анатомической точности в своем творчестве эпохи Возрождения.
Микеланджело доминировал в свое время, в эпоху Ренессанса. Он является частью его мифа. Как и всё мифическое творение, он появляется с той же энергией, то же воздействие, тайна происхождения, понимание момента и интерпретация конца.
Подобно Уильяму Шекспиру по литературе и Зигмунду Фрейду по психологии, влияние Микеланджело на искусство огромно. Микеланджело не только превосходит всех своих предшественников, он остается единственным великим скульптором Ренессанса в своем лучшем виде. Больше всего художникам позднего Ренессанса не хватало не таланта, а умения использовать свои собственные глаза и делиться видением либо со своими современниками, либо с потомками. Исключительный гений Микеланджело оставил мало возможностей для работ, которые ускользнули от его влияния, проклиная всех современников, чтобы они довольствовались им. Признание художественного мастерства Микеланджело выдержало века, и его имя стало синонимом лучших произведений искусства эпохи Возрождения.