Найти тему

Приоритеты. Как заниматься важными делами

Оглавление

Приоритеты - тема неисчерпаемая. Сегодня почерпаю из неё немного)))

Ромб Эйзенхауэра-Гулимовой
Ромб Эйзенхауэра-Гулимовой

Новость первая. Мне кажется, плохая 😂

Если у вас нет целей, вы не сможете расставить приоритеты своих дел!

Связано это с очень простой историей: одно и то же дело может быть совершенно разным по приоритетности, исходя из целей человека и в целом контекста его жизни.

Пример:

Дело: Посещение тренировок, направленных на снижение веса.

Как оценить приоритетность этого дела? В отрыве от целей никак!

  • Если вы, скажем, человек с лишнем весом и согласованной с доктором целью "ПОХУДЕТЬ" - данная задача будет иметь для вас первый приоритет!
  • А если вы, скажем, девушка на 25 неделе беременности - данная задача будет иметь для вас едва ли не последний приоритет.

Поэтому если вы решили наконец систематизировать и упорядочить свои дела и задачи (неважно, рабочие или домашние) - первым делом займитесь НЕ системами расстановки приоритетов, а ЦЕЛЯМИ.

Новость вторая. Любопытная 😳

Далеко не все люди приоритезируют задачи, исходя из их важности.

Есть масса вариантов:

  • Сначала сделать самые лёгкие, потом перейти к сложным (или наоборот).
  • Сначала сделать самые интересные, потом перейти к монотонным и скучным (или наоборот).
  • Сначала сделать любимые, потом перейти к нелюбимым (или наоборот, сначала проглотить всех "жаб", то есть нелюбимые дела, а на закуску оставить самые любимые).
  • Сначала сделать все короткие дела (до двух минут, до пяти минут), потом перейти к длинным.

Можете определить свой привычный способ.

Новость третья. Известная 🤷‍♀️

При этом самые распространённые классификации строятся на двух базовых параметрах: СРОЧНОСТЬ задачи и ВАЖНОСТЬ задачи.

На них отдельно и остановимся (именно на них основан ромб на моих фото, это доработанная матрица, приписываемая Эйзенхауэру).

Срочность.

Срочность очень часто путают с привязкой к сроку, хотя это вовсе не так.

Срочная задача - это та, которую нельзя отложить, потому что иначе вам не хватит времени её выполнить до нужного срока)))

Вот если, к примеру, на подготовку коммерческого предложения для клиента вам нужно 30 минут, а отправить его нужно завтра в 14:00, то задача станет срочной завтра в 13:30. До этого времени она не срочная.

Хотя она имеет чёткий срок выполнения, и откладывать её до 13:30 завтра я категорически не рекомендую 😊

Важность.

Важность - про цели и даже порой ценности.

Важная задача - это та, которая движет вас к достижению ваших целей.

И тут часто возникает история с чужими, навязанными целями. Например, окружающие твердят "Тебе важно родить", и задачи, связанные с этим, вроде как становятся приоритетными. Но если в ваших целях/ценностей нет детей, - это задача НЕ ВАЖНАЯ для вас!!

Или пример из бизнеса: вроде бы важно обслуживать клиентов, правда? Но если руководителя срывают с аналитического отчёта или стратегического совещания ради того, чтобы ответить клиенту по телефону - это задача НЕ ВАЖНАЯ для руководителя! Ибо его цель управлять, а не обслуживать клиентов.

Новость четвёртая. Очевидная 🤭

На пересечении двух осей (важности и срочности) складывается матрица приоритетов. В ней четыре (что логично))) блока задач.

-2

Неважные и несрочные задачи.

Это ПОГЛОТИТЕЛИ времени (пожиратели времени, хронофаги). Они НЕ двигают нас к нашим целям и их можно НЕ делать прямо сейчас.

Но мы их делаем!

Почему?

Потому что они интересненькие, весёлые и залипательные. Ну как не полистать ленту соцсетей или не поболтать с коллегами про выходные. Да и пятая кружка кофе будет не лишней ☕️

А если говорить более серьёзно, то многие поглотители с виду похожи на важные и нужные дела, например, излишнее поглощение информации, бесконечный перфекционизм (переделывание и так хорошо сделанного), затяжные совещания и пр.

Поэтому, выдвинувшись на поиск поглотителей среди своих дел, обращайте внимание не только на откровенные "отвлечения", но и на дела, которые тянут из вас намного больше времени, чем планировалось, а эффект дают так себе.

Важные и срочные задачи.

Это ФОРС-МАЖОРЫ. То есть задачи, которые движут нас к целям (или уводят от риска - то есть, не выполнив их, мы не двинемся дальше) и которые нужно делать прямо сейчас!!

Настоящие форс-мажоры возникают непредвиденно. Неплановая проверка, звонок из детского сада с тем, что заболел ребёнок (хотя ещё утром ничто не предвещало), прорыв батареи в отделе бухгалтерии и т.п. Они как раз про риски, и таковых не очень много.

Созданные своими руками форс-мажоры - задачи, откладываемые нами до тех пор, пока они не становится в разряд "ужас-ужас, мы все умрём" 😱

Например, зуб ныл-ныл, дёргал-дёргал, темнел-темнел, давно надо было им заняться, но всё было некогда. А когда возник флюс на половину лица и боль, которая не даёт делать ничего, - и случился форс-мажор. Правда такой, который можно было предсказать.

Проводя ревизию своих форс-мажоров, отметьте, какие из них повторяются с периодичностью. С высокой вероятностью это те задачи, которые вы просто не любите и откладываете до последнего.

Неважные, но срочные задачи.

Это ЧУЖИЕ задачи. Вас они к вашим целям НЕ двигают, но так как они нужны другому человеку, он обычно требует выполнения здесь и сейчас (звонит, вопит, требует и пр.).

Если к вам приходит коллега из другого отдела и просит срочно найти что-то для себя (не для вас) - это задача такого толка. Или если к вам приходит подчинённый, спихивая на вас свои задачи. Или если внезапно сломался принтер, а айтишник на больничном - для кого-то эта задача также попадёт в этот разряд.

💡 Тут придётся себе признаться, что если вы живёте и работаете не в вакууме (а я подозреваю, что нет))) - от какого-то количества чужих задач вам не удастся избавиться.

Но в целом, будет здорово, если вы научитесь возвращать чужие задачи их владельцам, или решать вопрос системно (например, если рядовые сотрудники всё время зовут руководителя для решения сложных задач с клиентами, - логичнее обучить их самих решать такие задачи, чем каждый раз срываться самому).

Несрочные, но важные задачи.

Это САМЫЙ ОСНОВНОЙ БЛОК ПЛАНОВЫХ ЗАДАЧ. Именно они двигают вас к вашим целям, но не заставляют панически метаться.

Именно их стоит планировать заранее и выполнять, НЕ дожидаясь, пока по вашу душу придут свистящий рак и жареный петух (то есть не давать им переползать в категорию форс-мажоров).

НО! ⛔️

Так как эти задачи НЕ СРОЧНЫЕ, есть огромный соблазн их отложить. На чуть-чуть. И ещё на чуть-чуть. И ещё... А-А-А-А-А!!!

Скажем, надо точить топор. Но нам некогда точить топор, потому что надо рубить.

Переходя от метафор к ежедневным рабочим задачам: надо переделать систему мотивации сотрудников, которая явно устарела, но некогда. Поэтому - дождёмся бунта, или массового увольнения, или просто падения результативности из-за нелояльности, - и тогда будем дружно справляться с форс-мажором.

Или к нерабочим: надо бы проверить желудок, который давно побаливает, но есть масса других дел (посидеть в соцсетях, скажем с грустной иронией). Поэтому - дождёмся прободения язвы, и уже с полной уверенностью ляжем в больничку на пару недель/месяцев. Теперь точно удастся отложить все другие дела.

Что делать?

Останавливаться и выдыхать (нет, не бежать быстрее))).

Писать/проверять свои цели.

Делать ФРД (фотографию рабочего дня, или всех суток).

Анализировать, сколько времени занимают какие дела, распределять их по блокам.

А дальше в рамках каждого блока последовательно, не торопясь и не ругая себя, выполнять шаги:

  • Поглотители - нет, не избавляться! Планировать и нормировать (да, я захожу в соцсети, но дважды в день по полчаса).
  • Форс-мажоры - проверять, откуда взялись и включать прогнозирование. А еще делать акцент на профилактике (любую болячку легче предотвратить, чем лечить, в бизнесе тоже).
  • Чужие задачи - возвращать, делегировать, либо частично брать на себя, но понимая, для чего (например, помогать коллегам, понимая, что они помогут вам).
  • Плановые задачи - реализовывать заранее, не допуская их перехода в искусственно созданный форс-мажор. А для этого нормировать (понимать, сколько времени занимает каждая), корректно расставлять по дню с учётом особенностей своей работоспособности, оптимизировать (находить более простые и быстрые способы выполнения), и всё время проверять, действительно ли они ВАЖНЫ для достижения ВАШИХ ЦЕЛЕЙ.

Вот такая вот вечная молодость 😁

Лайки, комментарии, репосты приветствуются!