Какие тайны хранят довоенные советские фильмы?
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материал в соцсетях!
В Советском Союзе тема революции и гражданской войны была весьма популярна в кинематографе. Более того, гражданская война (как война прошлого) неизменно увязывалась с войной будущего. Восприятие СССР как самого развитого и передового государства в мире неизменно выводило на мысль о том, что у этого государства должны быть враги, которые будут стремиться его уничтожить. Советский Союз предвоенного образца был вовсе не «империей», а «осажденной крепостью», а потому слово «война» было накрепко вписано в то, что можно было бы назвать семантическим ядром советского человека.
Едва ли может быть случайным, что с началом Великой Отечественной войны в пропагандистских фильмах стали оживать легендарные киногерои гражданской войны (выплывающий из реки Чапаев, сходящий с экрана Максим в исполнении Бориса Чиркова). В советском кинематографе появилась некая гибридная модель кинокартин – в ней документальные кадры шли вперемешку с постановочными. Как на подбор большинство этих кинофильмов были посвящены предстоящей войне. Хотя бы по этой причине было бы в корне неверно утверждать, что в советском кино не было предчувствия грядущей войны. Это было не просто предчувствие, а некое заклинание – агрессивный мир должен был напасть на самое передовое государство, но поскольку у самого передового государства была самая лучшая армия в мире, то война должна быть скоротечной.
О неизбежности нападения агрессивного капиталистического мира, который никак «не мог смириться с достижениями самого передового советского государства», впервые было сказано в 1934 году в фильме Якова Протазанова «Марионетки». По жанру ленту можно отнести либо к политическому памфлету, либо к комедии политических положений. В этом отношении весьма показателен разговор «западных магнатов», который состоялся в самом начале фильма.
Выход из кризисной ситуации «западные магнаты» видят в том, чтобы натравить на СССР королевство Буферия, в котором без проблем можно узнать Германию – в королевстве заправляют фашисты, а самозваный король (Сергей Мартинсон) обладает характерной челкой и усиками. В последнем кадре фильма войска Буферии нападают на Советский Союз. Несмотря на то, что исход боя неизвестен, зритель должен невольно предположить, что части РККА отразили агрессию.
Нападение Германии на СССР в ранних агитационных работах лета 1941 года трактовалось именно как агрессия капиталистического мира против «самого передового государства». Чудесным образом спасшийся Чапаев, обращаясь к зрителю, провозглашает: «Так вот говорю, построили вы великолепную жизнь на нашей земле. Такую жизнь, что и помирать не надо. И эту жизнь у нас отнять хотят, уничтожить» .
Однако в предлагаемых советскому зрителю образах грядущей (или только что начавшейся) войны не было тревоги. Его подводили к простой мысли – РРКА была настолько мощной силой, что агрессия в отношении СССР будет подавлена в несколько дней. На это должна была наводить мысль о превосходном техническом оснащении Красной Армии. Опять же использовались отсылки к гражданской войне. Подчеркивалось, что за двадцать лет вооруженные силы республики Советов шагнули далеко. В первом выпуске «Боевого киносборника» (1941) сошедший с экрана Максим говорит зрителям, находящимся в кинозале: « В восемнадцатом году, когда немцы на Украине были, у нас не только что кожанок – обуви не хватало. Босые в бой шли. А драться тоже не просто было. На сто человек шестнадцать винтовок, да десяток дробовиков центрального боя. А у остальных вилы и топоры. Так это был лучший отряд в части…. Если бы у меня в части сегодняшние самолеты, танки и пулеметы были, что бы мы с ними сделали!»
Пропагандистское изображение могущества РРКА можно было обнаружить уже в довоенных фильмах. Например, в фильме «Если завтра война», подготовленном коллективом кинорежиссёров под руководством Е. Л. Дзигана, разбитый генерал агрессора с ужасом взирает на мощь частей РРКА. Один красноармейцев на немецком языке ему отвечает: «- Вы думали - мы нищи, а у нас их тысячи»
В предлагаемом советским людям образе войны не было трагичности. Хотя бы поэтому фильм «Мы ждем вас с победой» сейчас смотрится несколько странно. Это - полукомедийный фильм-концерт, снятый в декорациях «Свинарки и пастуха». В фильме исполняются музыкальные номера, названия которых, говорят сами за себя: «Иди, любимый», «На заре, на зорюшке», «Оборонные частушки», «Красноармейская пляска», «Кадриль», «Колхозная сюита». Даже впервые раздавшаяся в фильме песня «Священная война» звучала не трагично, а бравурно.
Некая обыденность в предчувствии грядущей войны ощущается и фильме «Эскадрилья № 5» (другое название — «Война начинается»), снятом в 1939 году режиссёром Абрамом Роомом по сценарию Иосифа Прута. Офицеры-летчики обсуждают возможную агрессию едва ли в не во время обеда, желая друг другу приятного аппетита. Схожий сюжет имелся и в фильме «Глубокий рейд» («Гордые соколы»), который в 1937 году был снят Петром Малаховым. Воздушные силы вымышленного враждебного государства нападают на СССР, бомбардируют пограничные города. В ответ три советские эскадрильи направляются в глубокий тыл вражеской страны и наносят сокрушительный удар, решающий исход войны.
Как видим, главная проблема заключалась в том, что советский человек ожидал и предчувствовал войну, но не ожидал, что война будет разворачиваться по весьма трагичному сценарию. Трагичность усиливалась тем, что под сомнение ставилась сама историческая модель – если Красная Армия не была самой сильной на свете, то значит, Советский Союзе не был самым передовым государством в мире. Подобные сомнения вызвали у людей некое подобие глубочайшего культурного и психологического шока.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»