Книг о Москве, наверное, много, но по существу она одна. Дядя Гиляй, как ласково величали Гиляровского современники, смог придать своему произведению правильное направление и захватить тот самый, нужный временной отрезок, который сохранил его труд на века (как раз скоро век и исполнится). Только приезжий мог с таки интересом, неистово и любознательно, увековечить все эти московские исторические уже места, хотя Гиляровский и поделился при этом с читателями доброй долей собственной личности.
В настоящее время подобный труд не имел бы никакой ценности, потому что это явный труд журналиста - написано в сенсационной манере, много историй сплетенного происхождения, выдано все очень безапелляционно и грубо. Но именно так и вершится история, именно так все и получает реалистический тембр, именно это люди и читают. По Гиляровскому выходит, что Москва столетней и больше давности чуть больше, чем целиком и полностью, состоит из проходимцев, мошенников и воров. Здесь я с ним в общем-то согласен, потому что пишет он о присутственных местах, таких как, например, Сухаревка или Хитровка, где в то время обозначалось все московское ворье (есть еще у него "Трущобные люди").
Теперь диспозиция тусовок давно поменялась, ну, был я пару раз на Хитровке, что мне там делать, встречался с кем-то. На Сухаревке бываю чаще, как-то даже зашел на экскурсию в легендарную чебуречную, с 90-х годов там ничего не изменилось, а в качестве доказательства посреди зала, на полу, лежал во всю ширь какой-то пьяный (а может мертвый). Но, если сместить ориентиры, то, например, я очень не люблю Пушкинскую площадь, туда действительно съезжались прощелыги со всего мира до священной самоизоляции. Когда-то мне были непонятны слова моего университетского профессора о том, что он уже лет 20 не был в центре города. Теперь это все мне ясно.
Рассказы Гиляровского очень живописны и точны, писатель практикует полное погружение в атмосферу того времени, все эти цены на еду и напитки, извозчиков, парикмахеров. Бани! Сам я не любитель, но как мимо этого пройдешь. И куча присутственных мест, касающихся нынешнего центра Москвы. Все это придает любому читателю некий эффект причастности, хотя, лично я не совсем понимаю - что такого уж интересного может в подобных репортажах найти человек, который, скажем, был в этом городе пару раз в качестве туриста. "Трущобные люди" у Гиляровского без особой привязки к местности гораздо интереснее. Хотя, привязка есть везде.
Авторские истории очень литературны, книга представляет из себя некий художественно-исторический путеводитель. Некоторые герои (а это места. а не люди), такие, как, например, магазин Елисеева или булочные Филиппова, мелькают вывесками до сих пор, хотя приобрели в черте города уже абсолютно иное значение. Мне всегда был нужен этот труд Гиляровского по той причине, потому как сам я свой город люблю не очень, скорее тяну в нем тот воз, что зовется обыденной жизнью, собираясь когда-нибудь его сбросить и уехать в места более отдаленные. Впрочем, все мы так поступим рано или поздно.