Найти тему
Виктор Никитин

Джим Моррисон: Смерть в Париже.

В феврале-марте 1971 года группа заканчивает запись и сведение всех треков для их нового альбома L.A.Woman. Джим ставит всех в известность, что он решил на некоторое время уехать в Париж развеяться и отдохнуть. Все с пониманием отнеслись к этому желанию, так как видели, что он действительно устал, когда записывали этот альбом. Он всем дался очень трудно, но результатом остались довольны. Никто не хотел вспоминать как он вел себя на записи. Все согласились, что отдохнуть надо всем, и не только Джиму. Тем более, что это был последний альбом для фирмы Электра, так как контракт с ней как раз заканчивался. Выпустив альбом в апреле, Дорз официально расторгли контракт с фирмой Электра. Где-то в голове у Джима уже был план покинуть группу, оставить музыку и посвятить себя полностью поэзии. А Париж он представлял себе как город поэтов.

Джим Моррисон
Джим Моррисон

Не дождавшись выхода альбома, Джим уехал в Париж вместе с Пэм, Они сняли квартиру у своих знакомых, которые на 2 месяца уезжали из Парижа. Квартира была в районе Площади Бастилии. Сначала все шло хорошо. Джим сбрил бороду, даже немножко похудел. Они ходили по магазинам, особенно Джим любил заходить в книжные магазины, хотя оба не говорили по-французски. Джим написал много новых стихов. И задумал, со слов Пэм, написать автобиографию. Они даже съездили в Марокко и на Корсику. Пэм говорила, что заново полюбила Джима.

Но идиллия длилась недолго. Осмотревшись в Париже, Джим опять стал пропадать в разных злачных местах, где собирались далеко не сливки общества. А так как его никто не узнавал, то он был "своим", куда бы он не заходил. Его часто привозили домой таксисты в стельку пьяного. А так как он по-французски не говорил, то пьяного его сопровождал кто-то из его собутыльников. Пэм тоже нашла себе друзей, и частенько не ночевала дома. Но Джим был в таком состоянии, что даже не замечал, что Пэм нет дома. То есть парочка вела себя весьма вольно. Они все чаще гуляли в одиночестве и все чаще по своим собственным интересам.

Джим в Париже. Одно из последних фото.
Джим в Париже. Одно из последних фото.

Вот описание его обеда:"Обед Джим начинал с двух порций Кровавой Мэри, затем Моррисон заказал бутылку шотландского виски Chivas Regal. Через час он уже был в стельку пьян и оскорблял сидящих за соседними столиками посетителей на языке, который они, к счастью, не понимали. Он пил вдвое больше любого из нас. К концу обеда принесли две бутылки коньяка и спросили Джима, которую он выбирает. И он просто схватил одну из них, сорвал крышку и стал пить из горлышка ". Надо отдать должное Джиму за столик всегда платил он сам. Затем наступало моментальное прозрение. Всегда один и тот же сценарий - он просит своих друзей его увести, и потом отключался. Его запихивали в такси, кстати, не все таксисты хотели его везти. В конце концов его доводили или лучше сказать доносили до кровати, где он сразу отрубался.

Но были моменты прозрения, когда он вдруг вспоминал своих друзей из группы и из менеджмента. Как-то он позвонил в офис Биллу Сиддонсу и сообщил, что он написал много нового материала для песен. Позже он позвонил Джону Денсмору, и тот сказал, что их альбом пользуется большой популярностью, продажи идут хорошо. Джим пришел в восторг. Он сказал Джону: "Если им это нравится, то что же будет, когда они услышат то, что я задумал для следующего диска".

Все, кто видел Джима отмечали, что он изменился в лучшую сторону:"Джим уже давно не выглядел так хорошо. Он утверждал, что бросил пить, значительно потерял в весе, но французская пища брала свое - и он не вполне соответствовал своему образу стремительной тени в черной коже, будто Король Ящериц." Однако это было недолго.

Джим и Памела
Джим и Памела

1 июля в Париже была страшная жара. К этому времени он опять стал пить. У него началась депрессия. Он всякий раз обещал, что он напился в последний раз. Он пытался писать, но все тщетно. Он часто садился за стол, охватывал голову руками, и ждал, когда к нему придет озарение. Он понимал, что то, что он написал, было недостойно Моррисона -поэта. Все его окружение было напугано его состоянием. В том числе и Пэм. Они пытались его взбодрить, отвлечь, но напрасно.

2 июля вечером его друзья предложили ему сходить поужинать в кафе недалеко от дома. Джим был молчалив, не хотел загружать своих друзей рассказами о своем состоянии. После ужина Джим решил взбодриться, послав телеграмму своему редактору Долджеру, по поводу оформления его новой книги "Властители и новые творения". Потом он отвез Памелу домой и один отправился в кино.

Куда он поехал после кино, и ходил ли он вообще в кино, остается предметом для догадок. Говорят, что он опять пошел в свой любимый клуб "Circus", где впал в депрессию, купил себе героину, и умер от передозировки. Его вытащили на улицу через черный ход и доставили в его квартиру и положили в ванну. Другие говорят, что он сразу поехал в аэропорт, где его, якобы, видели при посадке в самолет. А может быть он просто гулял. Почувствовал себя плохо, вернулся домой, и отправился принимать ванну. Но что бы ни случилось в пятницу вечером, утром в понедельник 5 июля поползли слухи о смерти Джима.

Джим Моррисон
Джим Моррисон

5 июля национальные газеты в Лондоне стали звонить в офис Электра Рекордз. Там никто не мог подтвердить, что Джим жив, а в Электра Франс даже никто не знал, что Джим был во Франции. Тогда позвонили в американское посольство во Франции, но там информацию о смерти американца по имени Джим Моррисон опровергли.

После этого все решили, что это ложная тревога. Тогда из лондонского офиса Электра позвонили в Лос-Анжелес Биллу Сиддонсу (пришлось его разбудить), и ему сообщили,что "нет никаких подтверждений, но все сходится к тому, что Джим умер". Билл не поверил этому, и уже собирался спать. Тогда он позвонил Памеле в Париж. Та сказал, что ему лучше сразу вылететь к ней. Билл позвонил Рэю и сообщил, что срочно летит в Париж, что по всей вероятности Джим все-таки умер. Но это может быть и ложная тревога.

Сиддонс прилетел 6 июля. В квартире его ждали Памела, закрытый гроб и свидетельство о смерти. Похороны были организованы быстро и без огласки. 7 июля Памела зарегистрировала свидетельство о смерти в посольстве США на имя Джеймса Дугласа Моррисона. Она сказала, что у него нет родственников. Официальной причиной смерти указан сердечный приступ.

Джим и Памела
Джим и Памела

В среду, 7 июля, днем гроб был опущен в землю на кладбище Пер-Лашез. На похоронах присутствовали: Памела, Сиддонс и трое друзей Джима. Они возложили цветы, и сказали траурные речи.

Даже до его смерти - если предположить, что он умер - Джим был одним из немногих людей, слухи о смерти, которых возникали с завидным постоянством. Официальная версия его смерти гласит: "Пэм и Джим, были в квартире одни в субботу 3 июля. Джим закашлялся и сплюнул немного крови. Это бывало и раньше. Пэм не придала этому значения, но предложила вызвать скорую. Джим отказался, и решил принять ванну, а Пэм легла спать. По словам Пэм, в пять утра она встала и не нашла в кровати Джима. Она пошла в ванную комнату, и увидела, что Джим лежит в ванной, руки его были сверху краев ванны, голова откинута назад, на лице застыла мальчишеская улыбка. Сначала Пэм решила, что Джим опять устроил ей какой-то розыгрыш, но поняв, вызвала реанимацию. Потом уже приехали врач и полиция. Вызывает сомнения в правдивости этой истории то, что Пэм это рассказала по прошествии значительного времени. А Сиддонс сообщил о смерти Джима только на шестой день после похорон. Он подтвердил, что Джим умер естественной смертью. Никто из них позже ничего о смерти Джима не добавил.

Другой причиной вызывающей недоверие к словам Сиддонса, было то, что он так и не видел тела Джима. Все, что ему удалось увидеть, был закрытый гроб и свидетельство, подписанное единственным врачом. Не было полицейского протокола, не было вскрытия. Кто был этот врач, никто не знал, Пэм тоже не могла вспомнить. А подпись можно подделать. Многие считают, что в момент смерти, Пэм не было дома. Возможно она уехала , а приехала только в понедельник утром и обнаружила Джима уже мертвым в ванне. Это и объясняет задержку с объявлением о смерти.

Могила Джима Моррисона на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Могила Джима Моррисона на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Все самые близкие друзья Джима соглашаются, что это та самая выходка, которую он мог проделать ... а с помощью преданной Памелы он и в самом деле мог ее осуществить: Джим не умер, а инсценировал свою смерть.

Читать Рэй Манзарек о смерти Джима Моррисона (интервью):