Мне (да и многим моим знакомым) неоднократно звонили представляясь интернет-провайдером и предлагая новый тариф, "только скажите адрес чтобы мы могли проверить техническую возможность". В 99% случаев это звонят мошенники.
Только что мне в который раз позвонили с номера +7495... (раньше чаще бывали +7960..) и у них новый предлог: "мы от сотового оператора, хотим улучшить оборудование, потому что в связи с короновирусом возросла нагрузка", а дальше как обычно "скажите адрес".
Если Вам принципиально убедится, что это точно мошенники могу предложить способ:
Спросите: "почему звоните не с официального номера кол-центра?", девушка ответит скорее всего "я вас не слышу, скажите адрес" - это 100% мошенники. Если скажет что система не распознала адрес повторите чётче, или начнёт в грубой форме требовать адрес - это 100% мошенники.
Что делать в случае получения звонка с незнакомого номера:
1. Взяв трубку помолчать секунд 5
2. Если там тоже молчат - сказать "Ало" (не в коем случае не ДА!!! так как получить от Вас образец голоса со словом "ДА" - это одна из их целей)
3. Если их цель только получить образец голоса со словом "ДА", а привязка к адресу уже получена из какого-то другого источника, то звонок будет немым пока робот не получит как можно больше других образцов вашего голоса для монтажа. Если обзванивает робот, то на оператора он переведёт только после слова ДА и разговор так и останется немым, в этом случае если Вы не услышали ответа ещё через секунду, то смело говорите "Вас не слышно" и СРАЗУ кладите трубку.
Есть ещё одна задача для которой делают немые звонки, о ней расскажу дальше.
4. Услышав про адрес сразу кладите рубку НИЧЕГО не говоря, или сказав "не интересует".
Проведите беседу с близкими, и расскажите следующие основные принципы общения дистанционно (когда звонят Вам и есть вероятность, что это мошенники).
Если беседа всё-таки началась, то следует помнить следующее:
С незнакомыми людьми и роботами, которые позвонили Вам, а не Вы сами позвонили в банк по официальному номеру вообще никогда не говорите слово "ДА".
(upd 02.22: за неделю два раза позвонили с номера +7495.. телефон сразу подсказал, что подозрение на спам. Робот сказал первый раз что я оформляю кредит в сбербанке и если это не я, то скажите "НЕТ" и вас переведут на сотудника службы безопасности... а второй раз что пытаются поменять номер телефона привязанный к карте и тоже хотел слышать "НЕТ", тогда переведёт... Тут мошенники экономят своё время на предварительную подготовку: вы клиент сбера, доверчивый и уже готовы быть обманутыми при личном разговоре. Если позвонят ещё раз послушаю что попросят пойти к банкомату, сказать код из смс или установить программу для удалённого управления телефоном).
Старайтесь говорить как можно меньше, чтобы не давать фрагментов голоса для монтажа фраз. Например если вы будете оспаривать кредит, взятый во Владивостоке, Вам будет трудно доказать по телефону, что это не Вы были, когда у мошенников есть запись вашего голоса и она тоже сделана (но монтажом) по телефону.
Никогда не говорите Ваш адрес, марку машины и любую другую информацию когда звонят Вам, а не Вы им. Это же им надо, а не Вам. Вообще с любыми мошенниками первое правило, что деньги даёт тот, кто платит (информацию - тот кто звонит). В магазине Вам ведь не дают сдачу раньше, чем Вы оплатили. Этот принцип вообще помогает от 90% мошенников, которые просят оплату за пересылку товара с Авито вперёд отправки (или за то что привезут помотреть) или "закрепляющий платёж" для выплаты выигрыша, комиссии за заявление на субсидию итп. Это же Вам говорят, что хотят дать деньги или товар, почему Вы тогда должны тратить свои?
Мошенников выдают их намерения: они хотят выманить слово "ДА", фразами наподобие "все же хотят побольше денег или бесплатную связь, согласны?". Мошенники пытаются выманить адрес, если на Ваш вопрос из начала заметки отвечают не вежливо или уклоняются от ответа типа не слышно или вопросом на вопрос (например "а с чего вы взяли что это не официальный номер") или общей фразой с которой трудно поспорить ("это номер колл-центра" или "я всего лишь оператор"). То есть как только Вы поняли, что от Вас хотят, кладите трубку. Если есть реальное предложение - звоните оператору. Но мошенники знают, что там в начале робот, а (особенно пожилые) люди не любят выбирать пункт в меню переключить на оператора или послушать про предложения.
Какая цель мошенников, пытающихся узнать адрес по телефону
Первая цель мошенников сбор информации и образцов голоса. Если о каком-то человеке будет достаточно информации собрано, то начнётся индивидуальная работа. Для начала хотят составить привязку телефон - ФИО - адрес фактический. Затем уточняющую информацию о родственниках, авто, работе. Имея образцы голоса в достаточном количестве можно сделать монтаж Вашего звонка престарелой маме с просьбой денег под любым предлогом или оформить кредит по телефону. Если вы думаете, что не дали достаточно образцов голоса, то я Вас расстрою, отправив прочитать в Яндексе про Deepfake и глубинное обучение. Если Вы думаете что данные собранные из разных звонков и источников плохо стыкуются, то я Вам порекомендую почитать про BigData. А если думаете, что по фотографии копии паспорта с неправильными данными не дают кредит, то тут тоже может быть промах. Более того, после настоящей заявки на кредит, подтверждённой на госуслугах, 3 дня паспорт для получения кредита мошенникам не нужен. А если мошенник сам работает в кредитном отделе банка, то тут только оспаривать внезапно появившийся кредит, а тогда не стоит давать мошенникам козырей в виде согласия и заполнения данных анкеты по телефону.
Но удивляет масштаб и совсем не избирательная работа. А вы что думаете, отбиваются ли мошенникам столько труда работников колл-центра и затраты на IT?
Зачем делают немые звонки и сбросы?
До того как мошенник начнёт свой спектакль с вымогательством он проведёт подготовительную работу:
Первым делом купит наиболее подробную базу клиентов или несколько баз у недобросовестных сотрудников банков, сотовых операторов, интернет провайдеров итд. Каждый месяц в новостях проскакивает информации о какой-нибудь крупной утечке персональных данных. Кстати (то что недобросовестные сотрудники без зазрения совести продадут любые данные мошенникам) одна из причин почему люди не хотят введения цифровых паспортов или регистрации в любых интернет-сервисах по паспорту.
Но мошенники часто сталкиваются с другими мошенниками, которые выдают за свежий "слив" что-то старое или ненастоящее. Поэтому перед покупкой базы берут случайную выборку из неё и совершают немой или сброшенный звонок. Когда в качестве базы мошенники убедились, то перед началом обзвона реальным человеком или роботом необходимо убрать из базы людей переставших пользоваться номером. Делается это всё тем же способом: немой или сброшенный вызов.
Для немых или сброшенных звонков, настройки роботов и других видов "холодных" звонков используются сервисы и программы, называемые "скорозвонами". В сети их найти можно много, они постоянно перерегистрируются и плодятся как грибы. Они используют разные номера для осуществления звонков, чаще всего из сетки ip-телефонии, зарегистрированный в соседнем государстве.
Как оградить себя от немых и мошеннических звонков
У больших операторов связи есть хорошие сервисы, проверяющие входящий звонок по базе жалоб, собранной клиентами. Есть несколько больших баз таких номеров, где любой человек может проверить номер или добавить в эту базу спамера или мошенника, например эта.
У моей жены на операторе МТС (это не реклама - и они мне не платили) такой фильтр справляется с большей частью нежелательных звонков. В то время, как я воспользовавшись аналогичной услугой у Билайна (в три раза дороже и без какого-либо отчёта по заблокированным номерам в личном кабинете) получил то же количество в пару нежелательных звонков в день. Правда после обращения в техподдержку сразу и без вопросов вернули деньги за всё время пользования услугой.
Если звонок всё же прошёл, то можно включить вторую линию защиты. У меня на "чистом" андройде в гугл-звонилке включена функция определителя номера, которая практически безошибочно определяет и выдаёт предупреждение при получении такого вызова. На телефоне Xiaomi даже после установки гугловской звонилки вместо предустановленной эта функция не заработала. Тогда мне помогло бесплатное приложение от лаборатории Касперского. Его недостаток в том что он показывает предупреждение через секунду-две после начала вызова, а за это время можно рефлекторно успеть взять трубку. Но я привык сначала выждать пару секунд при поступлении вызова от неизвестного абонента.
Иногда по работе звонят (например из СБК Контур, ВТБ или сервиса Лаксимо) и мне высвечивается предупреждение, поэтому пришлось их записать, хотя обычно я номера на которые сам никогда не звоню не записываю.
Почему полиция плохо борется с телефонными мошенниками
Полиция чаще всего разводит руками, если преступление было совершено совсем вне "физического" пространства. Телефонный номер зарегистрирован в недружественной Украине, деньги жертва перевела добровольно.
Если Вы раскусили мошенника, то и подать на него заявление не получится, ведь особого состава преступления ещё нет.
Другое дело когда договариваются о личной встрече для передачи снятых в банкомате денег, например якобы для взятки за родственника. Громкие аресты тогда случаются, но нечасто. Нечасто они случаются из-за того, что жертва раскусив мошенника редко находит время, чтобы поучаствовать в качестве "подсадной утки" в спецоперации.
_________________________
Если Вам понравилась статья, то возможно Вам будет интересно почитать стоит ли впускать газовщиков в квартиру и чем на самом деле грозит отказ.