Найти в Дзене
Будь собой: селфмама

Родители против учителей

Нашу очередную онлайн-встречу, которая прошла 11 мая, мы называли «Родители против учителей». Почему так и почему мы решили, что настало время об этом поговорить? Уже определенное время в нашем обществе происходит расхождение между ожиданиями родителей и учителей. Так было не за месяц-два до карантина – это длится уже много лет. Самым наболевшим является вопрос домашних заданий, а также: кто должен контролировать их выполнение? Школа говорит, что это должны делать родители – иначе ребёнок будет считать, что это никому не нужно, расслабится и в конечном итоге перестанет их делать. В свою очередь, многие родители считают, что это обязанность учителя.

С наступлением карантина на шероховатости в отношениях между учителями и родителями наложились технические, методологические трудности, мы все оказались перегружены теми контекстами, которые сейчас наблюдаются в нашей жизни: работа, дистанционное обучение детей, бытовые дела. Все мы, и учителя, и родители, очень устали. Мы поняли, что наша коммуникация даёт сбои. Помимо этого, нельзя забывать о детях – ведь именно в нас, взрослых, они ищут опору. Если тяжело нам – им тяжелее в разы. Именно поэтому мы решили встретиться за столом переговоров и обсудить сложившуюся ситуацию. У нас нет цели обвинять друг друга, у всех нас впервые такой исторический опыт – все мы оказались к нему неготовыми, никто не дал нам инструкции, как себя вести в подобной ситуации. Наша цель – поговорить и услышать друг друга, понять, что каждый из нас может сделать, чтобы помочь исправить это.

Родителей представила Екатерина Левченко, PR-директор проекта СелфМама, мама двоих детей, автор открытого письма школе от работающих мам – это письмо опубликовано на МЕЛе, оно наделало много шума в комментариях.

От учителей выступил Юрий Подкопаев, заместитель директора по организации образовательной среды ОАНО «Новая школа», руководитель старшей школы, учитель математики, в прошлом выпускник и учитель Школы Дубельского, папа двоих детей школьников.

Надежда Папудогло, главный редактор МЕЛа, медиа об образовании и воспитании, мама мальчика, который заканчивает первый класс. Как человек, максимально погружённый в эту проблематику, обладает самым широким видением всех возможных мнений по этой теме.

В.: Расскажите, почему когда возник МЕЛ, он касался только вопросов образования и не затрагивал остальные темы? Почему именно это Вам откликнулось?

Н.П. Здравствуйте! Давайте начнём с МЕЛа – в сентябре ему исполнится 5 лет. Сначала это было издание об образовании, а потом добавилось слово «воспитание». И до сих пор у нас бывают очень сложные отношения с нашей аудиторией. Например, если мы публикуем материалы по психологии, нас упрекают в том, что мы уходим от своей темы про образование. Изначально предполагалось, что в этом издании будут публиковаться полезные советы, методички и прочее. Но, поскольку задача была выйти на сферу медиа (а на методичках медиа не делается, к тому же, аудитория, которая интересуется только образованием, достаточно узкая), поэтому добавилось воспитание – это было логично. Это был классический медийный шаг. Наша основная аудитория – родители, чьи дети собираются или ходят в школу. Как только дети выпускаются из школы, родительский интерес к вопросам образования резко падает. В нашей психологии заложено, что как только ребёнок поступает в ВУЗ, процесс образования ложится полностью на учебное заведение – родителей этот вопрос уже не волнует.

Что касается нынешней ситуации. Сделаю небольшую ремарку. МЕЛ состоит из двух частей: формат редакционный и блога. Редакционный формат – это то, что происходит внутри редакции. В блоге у нас могу писать все, кто зарегистрировался на сайте и готов соблюдать элементарные правила: не разжигать споры и конфликты, а давать что-то полезное. Так сложилось, что в наших блогах есть не только родители, но и педагоги, в том числе из регионов. С момента начала карантина нам написали очень многие учителя, которые попытались отрефлексировать на всё происходящее. Вместе с тем, активнее начали писать родители. На самом деле, у меня ощущение, что ничего нового в отношениях родителей и школы не произошло, за исключением того, что мы оказались в другой технологической ситуации. Все те проблемы, которые были раньше, остались.

В чём моя проблема, как родителя школьника. Я очень скучаю по школе. Я привыкла, что привожу ребёнка в определённое время на занятия, и дальше мне было очень легко: я была уверена, что ребёнок учится, он находится в безопасном месте, ему весело и интересно со своими друзьями. Моё участие, как родителя, в его школьной жизни заключалось в проверке его домашнего задания, посещение собраний, чтение родительского чата и прочая рутина. Мне очень интересно узнать, сколько родителей в «мирное» время интересовались обучением своего ребёнка с точки зрения организации всего процесса. Количество действительно активных в этом плане родителей очень мало. В свою очередь школа, особенно если говорить о государственной структуре, всегда существовала как отдельный закрытый организм, которому не особо хотелось, чтобы им интересовались. В сложившейся сейчас ситуации родители частично превратились в учителей. А с учётом того, что родители и учителя ранее никак не общались, находить общий язык стало гораздо труднее. Проблема в том, что обе стороны были не готовы к общению. Юрий, поправьте меня, если я не права.

Ю.Подкопаев: Надежда, я с Вами абсолютно согласен – никакой новой ситуации не возникло. То, что учитель требует от родителей проверять домашнее задание ребёнка и присылать уже исправленную работу, никак не связано с дистанционным образованием. Моё личное отношение к сложившейся ситуации, как учителя: всё это совершенно ужасно. Это безобразие, которое ведёт к полной профанации. Если вы, как родитель, на это соглашаетесь, то вы таким образом принимаете тот факт, что учитель не сможет увидеть ошибки детей.

Я считаю, что нынешняя ситуация – прекрасный способ начать разговаривать. Очень грустно признавать то, что практически ни в какой школе не выстроена модель взаимодействия, каналы прямой и обратной связи. Любой школе сложно признавать свои зоны роста (те слабые места, которые им нужно «подтянуть»). Поэтому, если человек, сторонний от школы, говорит о том, что что-то идёт не так, школе проще сказать, что проблема не в ней, в этом человеке. Только те школы, которые готовы признать свои несовершенства, и взаимодействовать совместно с учениками и родителями (у них есть внутренние чаты, дополнительные страницы с обсуждениями различных вопросов), сейчас добиваются успеха. Именно они легче смогли перейти на дистанционное обучение и замотивировать учителей и учеников на поддержание образовательного процесса. Карантин – это лакмусовая бумажка, которая обнажила все проблемы, которые существовали задолго до эпидемии.

Н.П.: Давайте передадим слово Екатерине. Катя, расскажи, почему ты решилась написать это письмо, почему нам сейчас так больно.

Е.Левченко: Итак, у меня есть сын, который заканчивает в этом году 4-й класс. Почему так больно? После чего родилась моя статья? После прочтения комментариев в «мамских» группах к постам на тему: «Мамы, а как вы справляетесь в этих условиях?». Самый распространенный ответ был: «Да никак не справляюсь!» Все родители разделились на разные лагеря: кто-то хочет большей нагрузки от школ, кто-то вовсе просит отменит занятия. По сути, всех что-то не устраивает, нет общего знаменателя, единого мнения по дистанционному обучению. Наверное, в нынешней ситуации его и не могло быть, ведь мы к ней не готовились. Почему такая боль? Потому что все мы, родители регистрировались на десятках различных порталов (причём половина этих порталов показала себя далеко не с лучшей стороны), которые не справились с нагрузкой – они до сих пор висят. Я человек, который в своей работе активно использует различные технические средства, гаджеты, онлайн-ресурсы, предложила запустить процесс для того, чтобы наладить коммуникацию между учителями и школьниками. На что получила категорическое «Нет!». Школа оказалась не готова даже попробовать это. У нас нет Zoom-уроков.

Мне только постоянно приходили письма от учителей, в которых они писали, что “вы неправильно сделали домашнее задание, нужно было повторить такую-то тему и тп.” После чего наступила точка кипения, и я ответила, что не могу быть учителем для своего ребёнка, я не могу объяснять ему темы. Я могу ему помочь, подсказать, если он что-то недопонял после объяснения учителя, но не более того. Кроме того, в жизни моего ребёнка исчез наставник и определённый режим, его месту учёбы. Сейчас мой ребёнок дезориентирован: он сидит дома, вокруг него игрушки, мультики, младший брат, а он должен делать уроки. Причём о том, что он должен делать уроки, он узнаёт от меня, а не от учителя. Конечно, ребёнок идёт в сопротивление. В итоге, после недели препираний с ребёнком я пошла в чат родителей и предложила попытаться вернуть хотя бы на полчаса в день учителя, чтобы хоть как-то собирать детей и мотивировать их на учёбу. Это привело к тому, что был создан отдельный чат с учителем, где дети общались напрямую с учителем и получали от него задания.

Очень обидно, что школа знает о том, в какой ситуации оказались родители (мы все перешли на удалённый режим работы, мы должны быть для своих детей и родителями, и учителями, прибавьте к этому быт и заботу о пожилых родителях). Школа все это знает и не идёт нам навстречу.

В комментариях под моей статьёй люди начали меня спрашивать, зачем я пишу это здесь, зачем обращаюсь к конкретной школе и учителю – лучше направить это в Департамент образования. В этом плане я придерживаюсь следующей позиции: Департамент является слишком сложно организованной структурой. Следовательно, на принятие финального решения уйдёт очень много времени. А мне нужен результат здесь и сейчас! Я считаю, что всё начинается со школы, как с отдельной единицы. Ведь ничто не мешает завести отдельный чат или страницу в соцсетях, чтобы оперативно решать все внутренние вопросы между учителями и детьми, устраивать дополнительные активности и так далее. Проблема в том, что далеко не все школы идут на это. Что мешает им сделать это? Страх проявить инициативу и ошибиться, давление сверху, отсутствие огня в глазах учителей. Получается, что если ты не попал в топ-10 или топ-15 московских школ, ты обречён на что-то скучное, ничего тебе не дающее. Меня волнует, что есть такая ситуация и почему она есть, также меня волнует отсутствие диалога между школой и родителями. Получается, что все вопросы решаются путём докладных на учителя, он же и оказывается виноватым, ведь всегда учитывается лишь сторона родителей. Всё это из-за того, что нет нормального диалога с учителем.

Ю.П. Мне кажется, Вы очень хорошо обозначили позицию (читай «глубину падения») нашей системы образования. Действительно, если ждать решения, которое нужно здесь и сейчас, это не случится никогда. Наша система образована уведена в такую тень, что невозможно отследить, что и как там принимается, и как долго это нужно ждать. К тому же система построена так, чтобы не было людей, готовых взять на себя ответственность. Потому что, как только ты что-то предлагаешь, сразу находятся те, кто этим недоволен, в результате по шапке получают все, кто высунулись. Екатерина, здорово, что вы проявили инициативу и сделали чат с учителем – в данном случае он защищён, ведь активная сторона вы. В этом плане частным школам проще, так как они сами принимают подобные решения. Что касается государственных школ, они не могут что-либо делать без указа сверху. Причём указы могут противоречить друг другу. Поэтому лучше, когда предложение исходит от родителей – педагогу его легче принять, ведь ваша инициатива может его обезопасить. Любое решение педагога тем или иным образом принимается в штыки, поэтому логично, что педагогу лучше не делать ничего, тогда ты ни за что и не отвечаешь – что очень встраивается в систему московского образования. К сожалению, современная система не помогает, а больше мешает процессу обучения.

А.Баранцева (команда СелфМама): Юрий, подскажите, пожалуйста, такой момент: все мы сегодня обсуждаем и жалуемся на отсутствие диалога между учителем и родителем. По Вашему опыту, что можно сделать, чтобы этот самый диалог начать?

Ю.П. Повторюсь, как говорил ранее, если школа заинтересована в этом диалоге, то построить его намного легче. Можно начать с родительских клубов, чатов, устроить открытое обсуждение по различным вопросам внутри школы. Если школа такой инициативы не проявляет, следует обратиться к родительскому активу – тем, кому не безразличен процесс обучения его ребёнка. Тогда можно собрать актив класса, который и будет приходить к единому знаменателю и транслировать его педагогу. Например, вынести решение по тому же вопросу проверки домашнего задания, что проверять его должен учитель, а не родитель. Контактируйте с учителем не в виде жалобы, а в виде дискуссии. Единственное, что сейчас может всем нам помочь – диалог.

Например, мы в своей школе провели опрос: как организовать дни майских праздников для детей – стоит устроить им каникулы или проводить занятия. В итоге пришли к решению провести развивающие интерактивные занятия, собрали учителей, готовых принять в этом участие, - получился целый увлекательный квест для учеников! Всегда можно найти педагога с горящими глазами – главное суметь проявить инициативу и всё это организовать.

Н.П. Мы сейчас обсуждаем несколько больших проблем Первая связана с организацией самой системы образования. Плюс проблема заключается в наработанной годами системе – отдавать ребёнка в школу по системе шаговой доступности. Плюс, нам говорят, что все школы Москвы одинаковые. Именно нынешняя ситуация наглядно показала: одинаковых школ в Москве НЕТ! На самом деле, их и не может быть. Ведь каждая школа складывается из администрации, учителей, родителей и детей, которые там учатся. Те школы, которые оказались готовыми приняться свои недочёты, учиться чему-то новому, не требовать быстрой адаптации детей к новым условиям, учитывать все технологические несовершенства – именно они быстрее всех встроились в новый формат обучения.

Ещё такой момент: много ли таких родителей, которые, например, посещали московские родительские субботы, когда можно прийти лично к директору и пообщаться с ним на все интересующие вас вопросы. Да, об этом мало кто знает об этом – система сама о себе не рассказывает. Но проблема не в этом – проблема в том, что, как правило, родители приходят в школу только для того, чтобы поругаться, а не предложить свою помощь. В «мирное» время никто этого не делает: в нас заложено, что мы сами по себе, школа – сама по себе. Недавно я участвовала в крупнейшем образовательном форуме, там обсуждался вопрос «Какие уроки мы вынесем из кризиса». К сожалению, никакие. Как только всё закончится, мы вернёмся к той точке, в которой были, и будем очень довольны, что всё закончилось. Юрий, Вы со мной согласны?

Ю.П. Я полностью согласен. Я тоже недавно участвовал в образовательном форуме, где 80% учителей говорили о том, что система образования безвозвратно изменится. Не изменится ничего! Все забудут это как страшный сон. Единственный шанс – на выстраивание коммуникаций между школой и родителями, и то – при условии, что попытки их выстроить были предприняты на время эпидемии. Сама система управления никак не изменится. Она лишь преумножит свою мощность и коэффициент стиля управления: если система была закрытой – станет ещё более закрытой, и наоборот. Но глобально не изменится ничего!

Поэтому единственным правильным выходом изначально является грамотный выбор школы. Не стоит ориентироваться просто на официальные рейтинги. Система образования с каждым годом усложняется. Во многом именно родители выбирают формат обучения своего ребёнка.

Не бойтесь менять школу и подбирать ту, которая лучше подойдёт именно вам. Можно учиться в младших классах в одной школе, средние и старшие классы – в других. Дети в состоянии быстро адаптироваться к этой смене и найти себе новых друзей. Не бойтесь экспериментов – именно это поможет сохранить вашего ребёнка и вас в ресурсе. Главное – поддерживать ребёнка, напоминать ему о том, что в любом случае он уникален и прекрасен. Ведь всё идёт от семьи.