Ох, боюсь порвут меня на части за этот пост…
Питер, где-то пару лет назад. Очень атмосферная кофейня на набережной Фонтанки. Ароматнейший кофе, пирожные – у-у-у… пропадай моя диета! Я здесь по работе, беседую с очень приличным молодым человеком лет 26.
Вдруг с телеэкрана, изначально никак не вязавшегося с интерьером кофейни, несётся реп. И ритм, и тем более текст очень далеки от изначально предлагаемой атмосферы. У меня вырвалось:
- Господи, кто это?
- Как?!! Это же ДЖИГАН!!! Вы послушайте, какие стихи!
Он назвал ЭТО стихами. Я молчу, но моя реакция слишком красноречива. Молодой человек решил вступиться за своего, очевидно, кумира:
- Знаете, я недавно посмотрел видео, где в интервью Джиган рассказал, как он работает над своими текстами. На меня это произвело такое впечатление, что я начал понимать даже тексты группы «Руки вверх».
И всё… Навалилась такая тоска! Кофе перестал быть ароматным, а кофейня стала вдруг банальной забегаловкой. Парень-то из лучших, продуктивный, креативный, но, как потом выяснилось, малообразованный, несмотря на успешно законченный ВУЗ. Книг читал мало, знает только то, что относится к его непосредственной деятельности, как собеседник сами понимаете…
Я часто слышу: «Образование – это не набивание головы знаниями!». Есть такие утверждения, которые кажутся правильными на первый взгляд. Помню отцу, а он был довольно известным учёным-патологом, говорили: «Вы хотите за государственный счёт удовлетворять своё любопытство». Он тогда не побоялся ответить: «А что же я ещё должен делать в государственном НИИ?»
Так вот образование – это приобретение знаний, как прикладных, которые можно применить, так и теоретических, применение которых не очевидно. На мой взгляд образование – это чемоданчик, в котором лежат инструменты и данные. Причём данные разные. Некоторые нужны и совершенно очевидно, что они пригодятся, а некоторые могут вообще не пригодиться.
Недавно мы всей семьёй ездили в Царское Село, в знаменитый лицей. Там головы воспитанников совершенно конкретно «набивали данными». Набивали с утра до ночи и теми, которые могли пригодиться, например французским и английским языками, и теми, которые вряд ли могли пригодиться – мёртвыми языками (Древнегреческий, латынь), кроме истории, математики, астрономии, географии и прочих основных предметов учили фехтованию, танцам, стихосложению и ещё бог знает чему.
Так вот выпускники этого лицея, с головами, «набитыми данными», стали гордостью земли русской: Дельвиг, Пущин, Кюхельбеккер, Горчаков, не говоря уже о Пушкине – головы всех этих людей были набиты всякой всячиной, и им это, как я понимаю, не мешало в жизни.
Я выскажу свою точку зрения. Не буду говорить, что «никому ничего не навязываю». Напротив, хочу достучаться. Все эти: «Дайте детям свободу! Пусть они изучают, что им кажется нужным», «Я ничего этого не знаю и видите, чего я добился» – всё это мне кажется закладывает основу грядущего общества, неотягощённого эрудицией и нищего духом.
Когда-то одного древнегреческого философа ученики спросили: «Учитель, почему мы так мало знаем и в нас столько уверенности, а ты знаешь так много и постоянно сомневаешься». В ответ он нарисовал две концентрические окружности (окружности с общим центром), одну очень большую и внутри неё совсем маленькую.
- Видите этот маленький кружок – все ваши знания внутри него. Мои знания – внутри большого круга. За пределами наших кружков непознанный мир. Моё соприкосновение с ним, как видите, много больше, чем у вас. Это заставляет меня всё время сомневаться и искать истину.
Он не сказал главного – насколько его мир был богаче мира его учеников. Я бы хотел, чтобы наши дети сомневались и искали истину, чтобы понимали искусство – музыку, начиная с классики, хореографию, живопись, – знали географию, историю, математику, химию, физику, даже если «потом не пригодится».
Кто знает, что пригодится, что не пригодится?