Эти фразочки настолько "въедаются" в учителя за годы работы, что вылетают практически на бессознательном уровне. А ведь большинство из них нагружены смыслом и имеют четкий посыл, как правило, унизительный, демотивирующий.
Защищая своё эго, учитель пытается унизить ученика. Да, это самый лёгкий путь. Но и самый деструктивный.
Итак, без лишних слов, поехали.
1. "Я" - последняя буква алфавита
Что хочет сказать учитель? Скорее всего, хочет показать, что один человек в поле не воин, а также что ученик, к которому обращается учитель, по сути пустое место, значимости у него никакой и зовут его никак.
Но это еще "легкая форма", идём дальше.
2. А это я отдам твоим родителям
Посыл простой: у меня (учителя) есть рычаги давления, ты ни на что не можешь повлиять и ты ниже меня в иерархии. Поэтому всё решится "сверху" за тебя, а ты сиди и трясись.
3. Для особо одаренных повторяю еще раз!
Здесь смысловая нагрузка минимальная. Учитель намекает на то, что те, кто не понимает с первого раза, не умны.
И даже не задумывается о том, что если объясняющего не понимают, виноват объясняющий, а не слушающий.
4. Есть желающие? Нет? Будут не желающие...
И снова проявление авторитаризма. Дело не в том, что учитель решает, кто пойдет к доске. Это как раз нормально. Дело в подаче.
Выход к доске преподносится как угроза, наказание, агрессия, проявление авторитарной власти. Так быть не должно. В школе и так много стресса.
5. За 20 лет преподавания вы - худший класс!
Обычно услышав такую фразу дети или молчат, или хихикают. Но поверьте, такое запоминается на всю жизнь. И этот голос. говорящий, что ты хуже всех, может звучать в голове всю жизнь.
6. Пока ты болел, в классе была идеальная тишина!
Без тебя лучше, ты - единственный источник проблем, ты плохой, а все остальные хорошие. Снова разрушительно.
7. С такими знаниями тебя даже в дворники не возьмут!
Установка на успех, иначе и не скажешь. У кого-то это вызовет "взрыв" мотивации, но чаще всего ребенок просто запоминает, что в будущем ему ничего не добиться, зачем тогда стараться?
8. Что смешного я сказала? Скажи всем нам, вместе посмеёмся!
Пожалуй, одна из самых интересных фраз. Здесь работает хитрый психологический прием.
Учитель пытается задавить ученика, призва на свою сторону весь класс. Получается, как будто все 20-30 человек и учитель недовольны поведением одного ученика и как бы против него.
Хотя на самом деле это не так
"Грязный" приемчик, который вызовет тревогу и стыд.
Мне кажется, что...
С учителями нужно работать. И не только в плане профессиональной квалификации, но и в части коммуникации с учениками.
Они с годами разучиваются нормально общаться (а кто-то никогда не умел) и начинается вот такое неосознанное, оскорбительное.
Другие мои статьи:
- Молодая учительница, к которой было много вопросов у родителей