Найти в Дзене
TealDance Blog

ЗАКУРИТЬ НЕ НАЙДЕТСЯ? РЫНОК ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ В КНР

Оглавление

Курить обычные сигареты не только вредно для здоровья, но и немодно. Вейпы и прочие альтернативы табачным изделиям стали массовым продуктом, популярность которых мало что могло пошатнуть. Заявления о том, что электронные сигареты не помогают бросить курить, но и несут вред для организма, лишь отчасти беспокоили правительства и жителей разных стран. Но как часто происходит, «помог» случай. Сентябрь 2019 года уже успели окрестить «Черным месяцем» индустрии. Что стало причиной резкой критики и запретов электронных сигарет на Западе и как это повлияло на китайский рынок? Как развивался и регулировался китайский рынок электронных сигарет, и какое будущее его ждет? Обо всем и даже больше читайте в этой статье.

Читайте полный текст статьи ЗДЕСЬ

Черный сентябрь

Дискуссии о вреде и пользе электронных сигарет начались с тех пор, как они появились на рынке. Пока одни заявляли, что модное устройство помогло избавиться от никотиновой зависимости. Другие уверяли в обратном: одна вредная привычка просто поменялась на другую. Весь мир разделился на два лагеря. Это продолжалось бы и дальше, но 23 августа Центр по Контролю и Предотвращению Заболеваний США публично зафиксировал первую смерть вызванную курением электронных сигарет. Дальше негатив начал только усиливаться.

  • 11 сентября 2019 года, президент США Дональд Трамп назвал электронные сигареты «новой проблемой, повлекшей множество смертей и прочих неприятностей»;
  • 18 сентября Министр Финансов Индии Нирмала Сифараман объявил о полном запрете производства, импортирования, экспортирования, продажи и рекламирования электронных сигарет;
  • 19 сентября, органы здравоохранения США в официальном отчете указали, что количество случаев болезней легких вызванных курением электронных сигарет за неделю увеличилось с 380 до 530;
  • 20 сентября, американская сеть супермаркетов Wal-Mart объявила о прекращении продаж электронных сигарет.

 Реклама электронных сигарет в однои из магазинов Пекина Фото: личный архив автора
Реклама электронных сигарет в однои из магазинов Пекина Фото: личный архив автора

Молниеносно печальные новости донеслись до Китая. На первых парах досталось небезызвестным Juul. Компания, владеющая 76% рынка электронных сигарет США, еще с 2016 года хотела продавать свои устройства в КНР. В то время планы пришлось отложить, но 9 сентября 2019 года, предварительно потратив более 100 млн. долларов на маркетинговые операции, и, заручившись поддержкой гиганта электронной коммерции JingDong, Juul открыли магазины на интернет площадках Tmall и JD.com. Менее чем за неделю, эти магазины стали недоступны*. По заявлениям представителей компании, они приостановили работу в целях улучшения качества обслуживания клиентов.

Это не первый случай ограничения их деятельности. Несладко приходилось Juul и дома. До 2018 года компания активно использовала молодых людей в своих рекламных акциях. Когда высокой популярностью этих электронных сигарет среди молодежи и несовершеннолетних обеспокоилась общественность, Juul решили изменить свою медиа-политику. С тех пор, из гаджета дополняющего образ популярного подростка они превратились в продукт для взрослых людей, который помогает бороться с курением.

*На момент написания статьи магазины по прежнему были недоступны.

Про китайский рынок электронных сигарет

В начале октября Китай торжественно отметил семидесятую годовщину с момента образования народной республики. Одной из главных особенностей и поводом для обсуждения успехов современного Китая стал стремительный экономический рост государства. Менее чем за десять лет ВВП на душу населения вырос в 2 раза*. И пусть по сравнению с другими странами это не самый выдающийся показатель, однако, в совокупности с полуторамиллиардным населением**, эти цифры способны впечатлить.

Для представителей многих индустрий внутренний рынок Китая является лакомым кусочком азиатского пирога. Потенциально, рынок электронных сигарет один из них. По сообщениям, из 350 млн. курильщиков, электронными сигаретами в 2019 пользовались 30,2%, что составляло примерно 105,7 млн. человек. На схеме внизу демонстрируется, чему отдавала предпочтение курящая часть населения КНР в 2019 году.

* В 2010 году он составлял 30 807 юаней, а в 2018 – 64 643 юаней.
**По состоянию на 2019 год население КНР составило 1 404 328 611 человек.

 Фото: iiMedia Research Inc
Фото: iiMedia Research Inc

В стране производится 90 % электронных сигарет потребляемых во всем мире. Более того, 90% из них делают в Шэньчжэне. Для примера, из 62 самых крупных компаний индустрии, 46 находятся именно в этом городе. На втором месте Пекин, с 11 компаниями. К несчастью производителей, завоевать сердца, или лучше сказать легкие, своих же потребителей им пока не удалось. Из всех устройств, внутри страны реализуется лишь 6%. По данным исследовательского института Qianzhan Chanye (前瞻产业研究院), 83,7% электронных сигарет экспортируются на американский и европейские рынки.

Китайский рынок выигрывает не только за счет низкой себестоимости производства*, но и благодаря высокому уровню развития технологий и инноваций. Из 26 тысяч патентов зарегистрированных в индустрии, 87% принадлежат китайским компаниям. Поддерживать и стимулировать их развитие помогает активная инвесторская деятельность. За первую половину 2019 года в китайские компании было совершено более 200 капиталовложений. Пять самых крупных сделок в совокупности оценивались в несколько десятков миллионов долларов.

Все эти факторы создают благоприятную среду для роста объемов производства электронных сигарет. По прогнозам, в период с 2018 по 2022 года, количество производимых в Китае устройств может удвоиться.

На графике ниже представлен рост объемов производства электронных сигарет в Китае с 2013 года и прогноз до 2022 года.

* Производство одной электронной сигареты обходится в 29-39 юаней (~290-390 рублей)


Фото: Qianzhan Chanye
Фото: Qianzhan Chanye
Способы продажи электронных сигарет в 2018 году
Фото: Qianzhan Chanye
В борьбе за здоровье нации
Способы продажи электронных сигарет в 2018 году Фото: Qianzhan Chanye В борьбе за здоровье нации

Из-за отсутствия четких стандартов в индустрии, продажа и производство электронных сигарет в Китае практически не регулировалась, а покупка не составляла труда. Чаще всего это делали через интернет. В 2018 году так было приобретено 80,6% устройств. Только 14,2% было куплено в специализированных магазинах. Многим производителям это играло на руку. Недобросовестным тем более. Скорее всего, темпы, с которыми развивались местные компании, скоро останутся в прошлом. Специальный документ, регулирующий производство электронных сигарет, был подан на рассмотрение в официальные органы КНР еще в 2017 года. По утверждениям источников, он будет одобрен в октябре нынешнего года.

На графике представлены основные способы продажи электронных сигарет в 2018 году.

В конце мая 2019 года Китайский Центр по Контролю и Предотвращению Заболеваний выпустил результаты опроса 2018 года по потреблению табака. Наибольшей популярностью электронные сигареты пользовались у молодежи. Их курили 1.5% населения в возрасте от 15 до 24 лет. Самой многочисленной возрастной группой среди курильщиков электронных сигарет оказались люди в возрасте от 26 до 35 лет. В 2019 году они составляли 57.8%. Наибольшей популярностью в 2019 году электронные сигареты пользовались у мужчин. Их доля составляла 73,1%.


Фото: iiMedia Research Inc.
Фото: iiMedia Research Inc.

Первого ноября в Китае были запрещены реклама и продажа электронных сигарет. Главной причиной было желание ограничить несовершеннолетних от этого продукта. По мнению официальных представителей, электронные сигареты могут выработать у них привычку к курению еще перед тем, как те достигнут совершеннолетия. Согласно источникам, онлайн платформы, занимающиеся исключительно продажей электронных сигарет, должны быть закрыты, а другие магазины, изъять их из продажи.

Трудности для местных игроков могут составить не только новые стандарты индустрии. Дело в том, что местное правительство планирует уменьшить число курильщиков. План «Здоровый Китай 2030» подразумевает сократить их количество с 27% до 20% к 2030. На этом пути может достаться и электронным сигаретам.

Долгое время росту местных компаний ничего не мешало. После принятия национальных стандартов, множество мелких предприятий будут вынуждены либо прекратить свою деятельность, либо начать играть по новым правилам. Продолжит ли индустрия развиваться стремительными темпами или самый большой рынок мира окажется, зажат в тесках ограничений? Читайте в новостных источниках TealDANCE.

Статью подготовил Аркадий Папушкин