По сути, вокруг Кайласа идут две коры: одна собственно вокруг горы, а вторая вокруг священных озер в 25 км от горы. Мы шли большую Транстибетскую кору, поэтому начали с озер.
Ночевали возле монастыря Чиу Гомпа («Маленькая птичка»). В нем хранится прижизненная скульптура Будды-Чомденте, который прилетел на Землю с неба Тушита чтобы отбить Кайлас у жрецов бон.
В пещере под монастырем провел последние 7 дней жизни на Земле Гуру Ринпоче (Падмасабхава, основатель монастыря-мандалы Самье), а затем улетел на голубом коне в небесную Шамбалу.
Монастырь является отправной точкой Коры вокруг священного озера Манасаровар. Буддийская легенда гласит, что в озере перед рождением сына купалась Майя, мать Будды. Поэтому тибетцы считают большим грехом купание в его водах (впрочем, они вообще не моются).
Индусы наоборот, считают парикраму вокруг озера даже более духовно важной, чем парикрама вокруг Кайласа. По их версии, озерное божество Манас относится к разуму верхновного бога Брахмы, а само озеро является его манифестацией, т.е. зримым проявлением, созданным для омовения своих сыновей, устало шедших после поклонения Кайласу.
По-тибетски озеро называется Мабань Юн-тсо («Вечно изумрудное»), а буддисты также называют его Маннам Йам-тсо («Победоносное озеро») в память о победах Гуру Падмасабхавы в борьбе с бонцами.
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима