Почему я люблю художественную литературу? Этот вопрос предполагает множество разных ответов – потому, потому и потому. Для меня, лично, художественная литература – это великая игра ума человечества, через слово, написанное. Тысячи поколений людей писали книги, используя способность человеческого мозга сочинять, творить образы в голове своей, подбирая для этого самые разные слова, термины, понятия. Они использовали свои собственные представления о явлении и выстраивали, подчас, сложнейшие «литературные мозаики», призывая разум и чувства читателя, включиться в эту игру.
Я называю художественную литературу игрой ума потому что её природой, считаю способность человека не только к пониманию явления и его анализу, но и к литературному конструированию явления, создания своего собственного мира, в котором всё зависит только от автора. Он и только он, властен над смыслом слова в своей книге. И его разум старается найти этот смысл и организовать его в художественном пространстве своего литературного произведения.
Порой, фантазия писателя предлагает читателю такие умозаключения, что последнему приходится, как следует напрячь свой разум, чтобы понять, что же хотел сказать автор. И дело тут не в жанре самого произведения, а в том, как автор осмыслил явление и выразил его на зыке написанного слова.
Художественная литература – слово написанное – особый вид искусства. Как бы ни казалось читателю, что описываемое явление имеет реальные корни и многое понятно, известно и узнаваемо, всё равно, если оно помещено в ХУДОЖЕСТВЕННОЕ литературное произведение, он не вправе считать, что писатель просто описал, хорошо известные ему события. Он, конечно же « наложил» на них свой вымысел, свою фантазию, своё художественное видение.
Вполне возможно, что в жизни великого писателя Марка Твена встречались мальчики, очень похожие на Тома Сойера или Гека Финна и может даже, он сам был похож на кого-нибудь из них. Но, как только он брал в руки перо и на бумагу ложились первые строки, то вот тут-то и начиналась эта великая игра ума, которая и называется художественной литературой. Подчёркиваю ХУДОЖЕСТВЕННОЙ – вымышленной, придуманной.
Начинается рождение совершенно другого явления, отличного от природы описываемого и миру является литература. Она - дитя автора, но не описываемых обстоятельств, плод его размышлений, а не реальной ситуации. Только он – писатель, знает, куда и как, он поместит СЛОВО, что хочет он от него и какой смысл ему придаст. Только он, путешествуя по лабиринтам своего воображения, выводит зрителя к пониманию содержания своей книги, к ощущению им самых разных чувств, к получению им удовольствия от, прочитанного.
Марк Твен, используя игру своего ума, такими придумал своих героев, поместил их в такие ситуации и обстоятельства, что читатель, как бы попадается в расставленные им «сети» и проникается верой в описываемые им события. Воображение читателя начинает присутствовать в изображаемых явлениях, его охватывает неподдельный интерес к тому, что происходит, он как бы следит за всем со стороны и испытывает удивительное чувство присутствия рядом с описываемыми событиями, но при этом, он всего лишь сидит и читает книгу.
Мне, многие могут возразить – ну, а как же быть, если писатель посвящает свою книгу реальным событиям, реальным героям, далёкого прошлого или современности, - при чём тут игра ума?
Есть мнение, что великий русский писатель Достоевский, мог использовать в своих произведениях сюжеты из криминальной хроники своего времени, в которых людьми совершались реальные поступки. Всё могло быть – у каждого писателя своя тайна творчества.
Но, как только Достоевский брался за перо и начинал писать, то вот тут происходило волшебное превращение: ум, мысли писателя, начинали рождать ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ образы, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение. Они рождали слова, предложения, они создавали литературный смысл, понимаемый читателем, и всё это было художественным, потому, что это было придуманным. Да, да, именно ПРИДУМАННЫМ, - потому что реальную жизнь невозможно перенести ни на бумагу, ни на полотно, ни на сцену. Можно только высказать свои знания, свои ощущения о ней, и всё это будет принадлежать автору – художнику, творцу, а не самой жизни. Так уж устроена природа искусства. В художественной литературе, это будет СОЧИНЕНИЕ. Достоевский, сочиняя своих героев, делал это так мастерски, так интересно, так художественно, что читатель мог искренне верить в то, что описывал писатель, не задумываясь над тем, что его вера, его интерес к описываемым событиям, рождены из вымысла. А потом, читатель мог анализировать произведение литературы, сколько душе угодно. Что впрочем, многие, любят делать.
Искусство художественной литературы, это великое искусство придумывания образов с помощью слова написанного. Оно появилось тысячи лет назад и продолжает жить сейчас в виде книг, стоящих на вашей книжной полке. Посмотрите на них и многие, напомнят вам приятные минуты увлекательного чтения, увлекательного мысленного общения с их героями. Читая, вы размышляли, представляли, волновались и радовались, вы испытывали эмоции, и это доставляло вам особое удовольствие. Ох, что со мной было, когда в 12 лет, я запоем читал «ВСАДНИКА БЕЗ ГОЛОВЫ» Майн Рида! Это было что-то! И в этом-то и заключается сила искусства художественной литературы. Она приглашает вас в свой удивительный, выдуманный писателем мир, и вы, оказываясь в нём, в минуты чтения, как будто бы забываете мир настоящий и пребываете в том, выдуманном мире, и проживаете в нём. Испытывая при этом самые разные ощущения. Ваши мысли, ваши чувства, ваше настроение - всё подчиняется ему - ИСКУССТВУ НАПИСАННОГО СЛОВА. Искусству рассказа, повести, романа - искусству КНИГИ. И у вас появляются любимые писатели, любимые герои, любимые произведения.
У меня тоже есть любимые писатели, любимые герои и любимые произведения.
Вот поэтому я и люблю художественную литературу.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Однажды, в телевизионной передаче наш великий кинорежиссёр Эльдар Рязанов рассказал о том, как он спросил своего коллегу, великого японского кинорежиссёра Акиру Куросаву о том, что он сейчас читает.
Куросава ответил: - Уже в который раз, перечитываю роман Льва Толстого «Война и мир» и не перестаю восхищаться. -