Война. Не так давно, мы отмечали 75лет со дня Победы нашего народа, нашей страны, над самым страшным злом – фашизмом. Столько горя принесла нам война. Почти в каждой семье, кто-то не вернулся домой. Я так и не увидел своих дедушек. Они – не вернулись, погибли. И если есть на свете самое страшное зло, то это - война. Лётчики, моряки, танкисты, артиллеристы и другие рода войск героически и бесстрашно сражались с врагом. Но, есть в армии военная профессия, без которой, победа в войне – невозможна. В народе, эту профессию, этих солдат, этих военных, называют просто – пехота. Это очень тяжёлая, очень трудная и очень опасная военная профессия. Сколько миллионов пехотинцев, осталось лежать на полях сражений! Не сосчитать!
Меня поразило, прочитанное когда-то давно, письмо одного девятнадцатилетнего пехотинца, который писал маме. Там есть такие строки « И если пуля или осколок войдут в меня, я постараюсь упасть вперёд. Чтобы и мои 175 сантиметров, вошли в отвоёванную у врага землю». Он служил в пехоте. Он не вернулся с войны, этот совсем ещё юный пехотинец. Миллионы таких, как он – не вернулись.
Александр Дейнека хорошо знал войну. Сразу вспоминается его знаменитая на весь мир картина «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ» - общепризнанный шедевр.
Говоря о картине, ШЕДЕВРОМ называют ту, которую знают, любят, признают очень хорошей. И, как правило, это искусствоведы, музейщики, историки искусства и многие знатоки и любители изобразительного искусства. Кстати, знаменитая «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ» хранится в Государственном Русском музее.
Но в коллекции Курской картинной галереи, есть произведение Дейнеки, которое также хочется отнести к его шедеврам. Как мне кажется, и сюжетом, и исполнением, оно вполне заслуживает этого. То есть, я хочу сказать, что в этом произведении, его художественные качества, на самом высоком уровне. А если сказать очень просто, то, меня восхищает: что изобразил Дейнека и, как он это сделал.
Речь пойдёт о картине под названием «ОСЕННИЕ ХЛЯБИ», написанной Дейнекой в 1942 году.
Эта картина о пехоте, о пехотинцах – этих великих тружениках войны. Небольшая по размеру она, выражает суровые будни войны, как-то очень пронзительно. То есть, картина вызывает во мне большие чувства, эмоции, волнует меня, нравится мне. Что же я вижу на ней?
Бескрайние поля, холодное, дождливое, в тёмных свинцовых тучах осеннее небо, тоненькие, с высохшими листьями деревца, и три человеческие фигурки, устало бредущие по полю. Вроде бы, не очень много всего изобразил художник. Есть картины с таким количеством изображённого, что и глазу не охватить. А в картине «ОСЕННИЕ ХЛЯБИ» у Дейнеки, всё, как-то скромно.
Знаете, взрослые, иногда говорят: - Большое, выражается в малом.-
К смыслу этой фразы, можно относиться по-разному. Но по отношению к данной картине Дейнеки, для меня, это означает, что художник небольшими средствами, то есть малым количеством изображённого, сказал о чём-то важном и главном. Эта картина о солдатах, служивших в пехоте. Это посвящение всем тем, кто месил грязь в окопах, кто мёрз в них и в них же погибал, кто стоял до последнего, и если удавалось уцелеть, вот так же, как наши герои, холодным, дождливым осенним вечером возвращаются из окопов. А может быть наоборот – идут в эти окопы. Идут обречённо, прекрасно понимая, что может это последний вечер, а будет ли завтра? Этого не знает никто, потому что на войне, в одно мгновение, человек мог расстаться с жизнью, от одной, случайно летящей шальной пули. А что уж говорить, когда шёл бой и кругом всё рвалось, и горело. И что их ждёт завтра, никто из этих троих, знать не мог.
Но, как мы с вами уже не раз говорили, живопись говорит на своём языке – языке цвета. Из этого языка складывается ОБРАЗ. В этой картине, Дейнека, средствами
живописи (то есть цветом – красками ), создаёт потрясающий образ явления, которое при внешней своей камерности ( тишине, спокойствии ), в глубинном его ( явления ) понимании, очень точно и выразительно показывает суровые будни войны через призму таких критериев ( причин, истоков ) как: человек и природа, человек и среда, человек и обстоятельства. То есть художник показывает, что человек попадая в определённую ситуацию, ведёт себя так, как эта ситуация от него требует. И если это война, то человек ведёт себя так, как должен вести на войне. Художник говорит, что, как бы ни тяжело, как бы ни трудно, как бы ни холодно им было, но они понимают, что они защищают Родину и терпят, и преодолевают всё то, что им приходится. Дейнека говорит о войне, подбирая для всех элементов картины такие краски, чтобы у зрителя создавалось впечатление того, что всё на ней происходящее – это и есть война. Война в самых банальных (простых, обычных ) проявлениях, война в своей обыденности и естественности, война – такая, как она есть. Художник обращает внимание на то незаметное, о чём не пишут и не говорят, что не бросается в глаза – но, что является естественным и повседневным на войне.
Маленький эпизод, как будто выхваченный из огромных военных будней, дал возможность Дейнеке сказать зрителю: - ВОЙНА – ОНА, ВОТ ТАКАЯ! –
Картина заставляет смотреть, думать, переживать. Вот почему, я позволяю себе говорить об этой картине, как о шедевре. И то, что сделал Дейнека в «ХЛЯБЯХ», ещё раз подтверждает его удивительный талант большого, яркого художника.
ФОТОГРАФИЮ ЭТОЙ КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА ДЕЙНЕКИ, ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ НА САЙТЕ КУРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ.