Найти тему
Катехизис и Катарсис

Офицеры и знамя - из строя! Как проходил мятеж в армии Испании

Армия Испанского Королевства была одной из первых постоянных армий в Европе - и точно уж самой первой, обладающей постоянным контингентом пехоты. Французы, родившие ордонансовые роты, как-то предпочитали кавалерию. То есть контракты с полковниками, набирающими свои подразделения, заключались уже не на кампании, а на года. Со временем пошли дальше и часть терций стали вообще уже постоянными подразделениями без всякой контрактной основы их существования.


Однако введение постоянной армии наложило на Католических Королей и соответствующие проблемы финансового плана - ей приходилось банально регулярно платить. А в этом плане нравы царили еще средневековые. Иными словами, деньги приходили нерегулярно и не в полной мере. А иногда их нерегулярность доходила до известных нам по одному периоду жизни раз в полгода, а то и в год. Разумеется, такой подход не мог не вызывать определенные метафизические вопросы у солдат, зачастую живущих одним днем и вынужденных питаться за свой счет, так как до армейских столовых постоянного действия додумаются только к Тридцатилетке, когда в разоренной Германии жрат стало нечего.

Такой длительный период невыплаты жалования, разумеется, дико злил солдат. С целью преодоления этой ситуации в пиковых моментах испанцы обычно назначали командующими весьма богатых личностей (вроде того же Медины-Сидонья. ставшего командующим Великой Армады, или Амброзио Спинолы), в случае чего гасивших проблему из своего кошелька. Но и данный способ не мог быть регулярным - уж СЛИШКОМ много жрала армия.

И в результате начинались знаменитые солдатские бунты. При этом следует понимать, что армейские полки и терции во многом являлись цеховыми объединениями с соответствующими неписанными правилами поведения, определенными регламентами, внутренней саморегуляцией и законами, обязательными к исполнению. Такой подход в отсутствие общевойсковых уставов и правил ведения боя гарантировал солдатам порядок, спокойствие физическое и душевное, а также защиту от разнообразных эксцессов. То есть полк как цеховое объединение защищал права и жизни своих членов, взамен наделяя их определенными обязанностями.

Собственно, именно в подобной плоскости лежит удивительная стойкость испанских частей и само понятие их чести. В любой другой армии мира угроза инфанты Изабеллы проехаться верхом голой, если солдаты не пойдут в бой, вызвала бы ржач и звуки одобрения. Испанцы заревели от обиды и пошли в бой, потому что честь их инфанты не может быть осрамлена подобным образом. Они шли в бой без оплаты, претерпевали лишения и трудности - просто потому, что так велит их нехитрый сборник неписанных правил. Вступив в терцию, ты автоматически становишься его носителем и автоматически должен его выполнять. А за это терция будет бороться за тебя до последнего.

Собственно, правила бунтов тоже рождались из этого самого цехового устройства терций. Солдаты, встав в строй, под бой барабанов выходили к командующему и доносили ему свои требования, обычно заключавшиеся в сакраментальном вопросе "Где деньги, Лебовски?!". Но и тут цеховое устройство - залог как можно долгого выживания корпорации вообще и ее членов в частности - носило свою лепту. В случае, если бы бунтовала терция как организационная единица, то тогда по итогу ее можно было бы после решения проблемы расформировать. Так проще. Эти люди запятнали свою честь тем, что под королевским знаменем пошли угрозой оружия требовать денег у самого же короля (в лице его непосредственного заместителя командующего армией). Бунды против короны нужно решать быстро и непререкаемо.

И хитрое цеховое устройство тут же подсказало коллективно-бессознательный выход из ситуации. Банальную такую команду "Офицеры и знамя - из строя!". Цимес ситуации заключается в том, что таким нехитрым образом терция продолжает свое существование фактически отдельно от солдат. Почему? Потому что само устройство войск тогда происходило весьма занятным образом. Сначала утверждался патент командира соединения, который затем утверждал патенты командиров своих рот. Именно в этот момент и происходило формирование терции. Наполнение ее личным составом - уже дело десятое.
Тем самым в случае выхода из строя знамени и всех офицеров юридически создавалась ситуация, когда терция сохраняется как организационная единица и продолжает свою верную службу Короне и Королю. Ну а что солдаты в свое лично-свободное от службы время объединились и решили потребовать денег - ну ой. Ни один юрист не подкопается. Тем самым цех может спокойно провести свой бунд, донести свои требования и, возможно, даже получить ответ не в стиле "ПНХ", но его верность короне не поставлена под сомнение. Все довольны, все смеются. Армия не бунтует, бунтуют только отдельные люди (и пофиг, что их могут быть тысячи, среди которых полным-полно ветеранов, могущих командовать не хуже капитана или выше), а армия может продолжать функционировать как организационная единица, не подверженная серьезным катаклизмам. Иезуитство, на самом деле, еще то. Однако это работало, причем весьма долго и успешно. Ох уж эти хитрые выверты...

Автор - Александр Викторов.

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2